Степашин сводит счеты


25 января правительство утвердило изменения в Бюджетный кодекс (БК). За Минфином закрепляются разработка трехлетней стратегии федерального бюджета, его исполнение и контроль. Такую концентрацию полномочий в руках одного органа власти СП назвала основным недостатком законопроекта.

В заключении, подготовленном на следующий день после заседания правительства, Сергей Степашин выразил несогласие с тем, что наряду с палатой финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов осуществляет подведомственный Минфину Росфиннадзор. Это нарушает принцип разделения властей, ведет к дублированию функций, снижает качество контроля за государственными финансами, пишет руководитель палаты. “В законопроекте нет четкого разграничения между внешним, внутренним и внутриведомственным контролем, что повышает риск коррупции в органах исполнительной власти”, – замечает директор сводного департамента СП Вадим Дубинкин. Он приводит в пример США, где федеральное казначейство выведено из Минфина, а внутренний контролер, например, в Минобороны назначается президентом страны.

Степашин не первый раз пытается расширить полномочия СП: то проверяет соблюдение экологического законодательства на Ковыкте, то просит президента увеличить штат на 150 человек, замечает близкий к Минфину источник. В Росфиннадзоре от комментариев отказались, но близкий к службе чиновник считает, что СП пытается устранить конкурента: “Если внешний контроль за бюджетом полностью отдать СП, а внутренним аудитом в ведомствах займутся специально созданные инспекции, то Росфиннадзору места не останется”.

В большинстве стран за бюджетным надзором следит один орган – независимый и не встроенный в систему законодательной или исполнительной власти, отмечает начальник исследовательского отдела ING Bank Юлия Цепляева. Но у нас из-за того, что попытки реформирования системы управления никогда не доводятся до конца, получилось так, что два органа дублируют друг друга. По мнению Цепляевой, экспертизы Счетной палаты вызывают много вопросов, но и наличие Росфиннадзора проблем не решает. К тому же их конкуренция друг с другом помогает снизить уровень коррупции, считает Цепляева. Оба ведомства должны существовать – у них разные задачи и подходы, полагает экономист HSBC Bank Александр Морозов. С помощью Росфиннадзора правительство проверяет само себя, а Счетная палата представляет интересы общества. Для нее важнее не процедуры расходования, а результативность использования бюджетных средств.

Правительство просто обязано создать систему надзора, которая обеспечит жесткий контроль федерального, региональных и муниципальных бюджетов, подчеркивает чиновник Белого дома. По его словам, на местах должны появиться независимые органы контроля за расходованием региональных финансов. А Минфин доведет до них национальные стандарты и регламенты деятельности. Эти органы контроля будут независимы от Минфина и региональных властей, но станут работать по одинаковым правилам. “Таким образом мы уйдем от конфликта интересов и снизим возможности для коррупции”, – полагает чиновник.

Степашин пытается расширить полномочия СП, но тем самым он вместе с другими политическими лидерами включается в игру за свой вес в команде нового президента, считает политолог Дмитрий Бадовский. Участвуют в этой игре все амбициозные политики, говорит Бадовский: “Сейчас формируется расклад сил на будущее, и это борьба не за должности, а за влияние”.