Соц-арт в расцвете и после жизни


Выставка “Соц-арт. Политическое искусство в России” входит в программу специальных проектов 2-й Московской биеннале современного искусства и претендует на звание самого достойного ее мероприятия. Одновременно с ней тут же в Третьяковке на Крымском Валу должна была открыться выставка “Соц-арт. Политическое искусство в Китае”, которая очень интриговала. Современное китайское искусство в мире очень популярно, у нас о нем много слышали, но мало видели. Но таможенные проблемы, случившиеся из-за оплошностей неопытного куратора, вернисаж китайской выставки сорвали. Ее обещают открыть только завтра, а пока в обтянутых кумачом залах стоят только ящики. Но выставка русского соц-арта вопреки ожиданиям (насмотрелись, надоело) способна и в одиночку привлечь зрителей.

Конечно, часть экспозиции – классика, кочующая с выставки на выставку. Художник Леонид Соков даже признался в разговоре, что сам уже не может смотреть на свою “Встречу двух скульптур (Ленин и Джакометти)”. Но классика есть классика, хит есть хит, и без коренастого бронзового Ильича и худосочной фигуры итальянского модерниста выставку соц-арта не сложишь. Эта пара, символизирующая абсолютную параллельность двух миров и их эстетик, находится в частном собрании, как и многие другие экспонаты выставки. Соц-арт признан художественным рынком, коллекционеры современного искусства покупают его охотно, как проверенное временем и понятное народу. Но и в собрании Третьяковки образцов соц-арта достаточно благодаря бескорыстию художников и инициативности Ирины Лебедевой и Андрея Ерофеева, сотрудников галереи, ответственных за новейшее русское искусство.

Ерофеев – лучший из московских кураторов, способный сделать осмысленную, познавательную и зрелищную выставку, кажется, из любого, даже самого малохудожественного материала. Как всегда образцово, он сделал и выставку соц-арта – с объяснениями учеными, но понятными, с выводами не всегда бесспорными, но неизменно аргументированными, с множеством персонажей и главными героями. На этой выставке это, конечно, Комар и Меламид, слово “соц-арт” придумавшие, а также Леонид Соков, Борис Орлов и Гриша Брускин – авторы самых впечатляющих, монументальных и знаковых произведений.

Ерофеев на этой выставке решил трактовать соц-арт как русское политическое искусство, разрушающее и осмеивающее любые мифы и культы и любое искусство – проводник этих мифов и культов. В рамках такой трактовки соц-арт не умер вместе с памятью о советском официозе, достигнув пика популярности и востребованности в перестроечные времена, а потом упав до низов, вроде сувенирных матрешек-Горбачевых. По Ерофееву, он живет до сих пор в элегических полотнах Валерия Кошлякова, воспевающего советские символы как руины далекого прошлого, в насмешках группы “Синие носы” над непогребенным ленинским трупом, в пародийно-гламурных шинелях Дмитрия Цветкова и бисерных галстуках Ольги Солдатовой, украшенных самолетами в стиле мозаик Дейнеки.

Это довольно искусственное воскрешение соц-арта очень к лицу выставке, оно позволяет вспомнить все политическое и политизированное русское искусство. Советское, антисоветское, постсоветское и нынешнее, периода официально декларированной стабильности.

Принято считать, что политическое искусство, реагирующее на злобу дня, мгновенно устаревает. Но оно, подтверждает выставка, отлично хранит память о самых острых моментах стремительной современной истории. Вот, например, плакат “Твой депутат Кулик”, изображающий выходящего из черного лимузина художника, выставившего вперед копытце, был сделан в 1994 г. и вполне может быть символом ушедшей эпохи бесконтрольных грязных выборов.

И еще. Опыт классического соц-арта, похоже, скоро опять станет востребованным. Автор в соц-арте – неизменный насмешник (Ерофеев предлагает называть его плутом), издевается над всем, что забронзовело. А в нынешние времена объявленной стабильности так много всего на глазах бронзовеет.