ПРОГНОЗ: Если цены подведут


Непредсказуемость цен на нефть становится сегодня важнейшим фактором прогнозирования ситуации для ресурсозависимой экономики. Мы уже рассмотрели несколько вариантов развития ситуации, в случае если цены останутся высокими (см. статью “Если цены не подведут”, “Ведомости” от 27.02.2007, стр. А4). Теперь посмотрим, к чему готовиться и как себя вести экономическим властям, если цена на нефть все же начнет снижаться.

Прежде всего необходимо учитывать главный урок кризиса 1998 г. В ситуации, когда поступления от экспорта сырья снижаются, в нефтезависимой экономике невозможно удерживать номинальный курс национальной валюты. Именно эта стратегия и ведет в конце концов к настоящему кризису.

Однако этот простой урок легко выучить, но не легко усвоить. Обесценение национальной валюты ведет к значительным потерям населения. А потому, являясь самой логичной реакцией экономических властей, может оказаться политически недопустимой для конкретных, находящихся у власти чиновников и политических групп мерой. Особенно актуальным это станет в самом драматическом для России сценарии – сценарии быстрого снижения цен на нефть уже в 2007 предвыборном году. С большой долей уверенности можно сказать, что власти вряд ли решатся на значительную девальвацию рубля накануне выборов даже при серьезном снижении доходов от экспорта.

Исходя их этого Институтом экономики переходного периода были просчитаны три сценария для ситуации снижения цен на нефть до $25. Разумеется, более вероятным сегодня выглядит менее значительное – до $35–40 за баррель – снижение цен. Однако важно оценить и просчитать именно наиболее опасное для российской экономики развитие событий. А уровень цен около $25 за баррель не только выглядел базовым сценарием в начале 2000-х, но еще и сопоставим с кризисным уровнем цен (около $15) в конце 1990-х (с учетом долларовой инфляции).

Снижение цен

Первый сценарий (сценарий V) предполагает постепенное снижение цен на нефть. Результаты расчетов даже для мягкого сценария V демонстрируют реальный уровень зависимости российской экономики от мировой сырьевой конъюнктуры. Совокупный прирост ВВП в этом случае составит не более 6,5% за пять лет, а в 2010–2011 гг. экономика продемонстрирует уже небольшой спад (до -2,0%). Объем экономики России в 2011 г. не превысит $900 млрд (по текущему курсу) – почти на 40% меньше, чем в первом, инерционном сценарии. Доходы федерального бюджета упадут до уровня ниже 14,5% ВВП, что означает возникновение дефицита федерального бюджета уже в 2008 г. (при ценах на нефть в $30). В результате при сегодняшнем уровне расходов средства стабфонда уже в 2010 г. будут полностью исчерпаны на фоне дефицита федерального бюджета в 2010–2011 гг. в размере не менее 4,5% ВВП.

В рамках данного сценария мы предполагали, что политика Центробанка сводится к постепенной девальвации рубля за счет валютных интервенций, в результате к концу 2011 г. рубль обесценится примерно в полтора раза по сравнению с концом 2006 г. (более 40 руб. за доллар), что будет “стоить” Банку России примерно $200 млрд золотовалютных резервов (оставшийся объем ЗВР на конец 2011 г. – не выше $110 млрд). В реальности же ситуация будет выглядеть хуже: постепенная девальвация, вне всякого сомнения, вызовет атаку на рубль – негативные ожидания экономических агентов будут подстегивать уход из рубля.

Сальдо торгового баланса становится отрицательным. Поскольку в рамках модели мы не рассматриваем вариант дополнительного эмиссионного финансирования дефицита бюджета, темпы роста денежной массы сокращаются практически до нуля, монетизация ВВП падает до 30–31%. Однако вследствие переноса курса в цены снижения темпов инфляции не происходит. Накопленный индекс потребительских цен за пять лет достигает почти 40%, при этом в 2011 г. тенденция к снижению инфляции нарушается, и рост цен в этом году будет выше, чем в 2010 г.

Между худшим и лучшим

В случае резкого падения цен был рассмотрен политически чувствительный сценарий (сценарий VI), при котором Центробанк фиксирует уровень золотовалютных резервов и отпускает рубль, что ведет к его довольно значительной и быстрой девальвации. Вся тяжесть выправления ситуации падает на население (обесценение рубля) и стабфонд, который используется для замещения выпадающих доходов бюджета.

Этот сценарий, как видно из расчетов, позволяет минимизировать последствия падения цен для экономики в перспективе пятилетнего периода. Накопленное падение ВВП составляет всего 1%. Вследствие негативного шока темпы роста реального ВВП становятся отрицательными уже в 2008 г. и остаются на данном уровне в течение всего периода. Однако уже в 2011 г. вследствие развития процессов импортозамещения и адаптации экономики к низким ценам на нефть намечается тенденция к выходу темпов роста из отрицательной области. Примечательно, что сальдо торгового баланса во все годы в этом сценарии остается положительным.

Однако годовое падение номинального курса рубля к доллару США составит более 25%, а за весь рассматриваемый период рубль обесценится примерно на 40%, что меньше, чем в сценарии с постепенным снижением цен на нефть и постепенным обесценением рубля. Тяжелее всего резкое падение цен скажется на бюджетной сфере: средства стабфонда заканчиваются уже в начале третьего года низких цен (2009 г.), при этом дефицит федерального бюджета колеблется в пределах 5,0–5,5% ВВП (если сократить расходы бюджета не удастся).

В данном сценарии мы не предполагаем возможность дополнительной эмиссии для финансирования дефицита бюджета, соответственно, темпы прироста денежной массы становятся еще ниже, чем в пятом сценарии. Проведение жесткой денежно-кредитной политики позволяет ослабить перенос падения курса в цены, и инфляция в 2011 г. снижается до 4,5%.

С точки зрения уровня жизни населения этот сценарий позволяет в значительной степени законсервировать текущую ситуацию. Так, уровень дифференциации доходов практически не изменится (5,4%), а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума вырастет примерно до 16,7%.

Однако последовательная реализация такого сценария, как уже говорилось, маловероятна по политическим соображениям. И хотя линия поведения денежных властей в случае резкого снижения цен будет пролегать, скорее всего, где-то посередине (умеренная девальвация), полезно просчитать вариант прямо противоположной политики денежных властей – политики фиксации курса рубля на уровне 27 руб./$. В этом случае всех накопленных золотовалютных резервов хватает на удержание курса в течение четырех лет, и в начале 2011 г. они оказываются исчерпанными до нуля даже без учета почти неизбежной атаки на рубль. Соответственно, модель недооценивает и масштабы снижения уровня жизни населения. Согласно модельным расчетам, доля денежных доходов первой 20%-ной группы населения (с наименьшими доходами) несколько увеличивается – с 5,4% до 5,7%, тогда как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума вырастет с 15,8% до 18,3%.

Модели и реальность

Настоящие сценарии призваны не столько предсказать, как все будет происходить на самом деле, сколько продемонстрировать, как будут изменяться основные макроэкономические показатели в случае того или иного развития событий и той или иной реакции на эти события денежных властей. В целом можно сказать, что, хотя снижение цен на нефть и вызовет почти обязательное ухудшение макроэкономических показателей и темпов роста ВВП, российская экономика может адаптироваться к плавному или не слишком глубокому снижению цен. Более того, даже в случае “экстремальных” сценариев резкого падения цен избежать полномасштабного кризиса можно.

При этом стоит иметь в виду, что вероятность падения нефтяных цен в два раза уже в 2007 г. выглядит сегодня очень незначительной. В то же время чувствительность экономики к такому резкому снижению цен может оказаться значительное выше, чем даже это описано в предложенных сценариях. Следует учитывать, что и экономическая, и политическая модель сегодняшней российской жизни формировалась на протяжении уже достаточно долгого периода практически постоянного роста цен на нефть (с конца 1998 г., исключение составили лишь 2001–2002 гг., когда цена нефти незначительно понизилась). В экономическом плане это означает, что рост доходов от экспорта вел к расширению внутреннего спроса, который в последние годы стал важным стимулом экономического роста. В политическом плане это означало – на фоне роста расходов и обязательств государства – постоянную тенденцию к централизации полномочий и политической власти.

Изменение тренда – когда доходы от экспорта начнут падать – может привести к изменению и экономического, и политического поведения игроков. Рост потребления замедлится или прекратится, что негативно скажется на перспективах ненефтяных источников роста. А в политике это может выразиться в усилении требований децентрализации и падении уровня позитивных ожиданий, связанных с действующей властью. Резком усилении различных лоббистских групп, ограниченных сегодня в силу высокой централизации власти. Негативные ожидания экономических агентов еще более осложнят ситуацию. Атака на рубль, паника среди вкладчиков банков (на фоне девальвации или угрозы девальвации рубля), отток капитала – все это почти неизбежные угрозы в случае значительного снижения цен. Следует иметь в виду, что такое снижение приведет не только к снижению доходов бюджета и экономических агентов, но и к значительному сокращению возможностей государства тем или иным образом влиять на ситуацию. А острота и глубина кризиса будут в значительной мере определяться тем, как оно распорядится остающимися в его арсенале средствами влияния. И прежде всего в сфере кредитно-денежной политики.