Кочерга у вас хорошая


За этот сезон имя ирландца Мартина Макдонаха нашей публике точно запомнится. Кирилл Серебренников выпускает в МХТ его “Человека-подушку”, Константин Райкин отстреливается дуплетом – следом за “Королевой красоты” в “Сатириконе” выйдет “Сиротливый Запад”.

Сама “Королева” в Москве уже вторая по счету (осенью пьесу поставил в Театре им. Вахтангова Михаил Бычков). И то ли еще будет – этот заведомый хит недаром собрал после показа на Бродвее четыре премии “Тони”.

В пьесе счастливо сочетаются две беспроигрышные вещи – всем знакомый бытовой конфликт (любой зритель может примерить его если не на свою семью, так на соседскую) и бенефисная роль с богатыми возможностями для травестии. В пермском театре “У моста”, привозившем “Королеву красоты” на фестиваль “Новая драма”, эту роль тоже играл актер, а не актриса.

Объяснять, почему театры выбирают такой ход, наверное, так же излишне, как пересказывать подробности домашней войны, в которой 40-летняя дочь действует нахрапом, а 80-летняя мать – подкопом. Актер, закутанный в старушечьи тряпки, шамкающий и клянчащий кашки, дает бытовому сюжету то комическое отстранение, которым пользуется и сам Макдонах.

Он-то варит свою драматургическую кашку из топора: две-три ложки черного юмора на стакан мелодрамы, по щепотке триллера и абсурда – и конфликт приобретает театральный вкус, который наверняка понравится большинству. Ну а соль и перец – дело актеров и постановщика, который вряд ли может сделать с “Королевой красоты” больше, чем повар с рецептом овсянки.

Ме-е-едленно переставляет ноги артист Денис Суханов – как раз можно успеть осмотреть всю небольшую сцену, где художники Мария Данилова и Алексей Трефилов дотошно выстроили убогий интерьер со ржавым холодильником, рукомойником и газовой плитой, к которой даже подведен газ. Зрители сидят вокруг, совсем близко, и Суханов умело отрабатывает крупный план: икает деликатно, руки дрожат умеренно, голос дребезжит вполне натурально. Но это едва ли не все, что можно сказать, – роль уже подогнана к актерской органике, но еще не обжита как старое кресло: когда Денис Суханов сумеет угнездиться в ней поуютней, есть шанс, что публика будет не только похохатывать, как сейчас.

Пока что делать ей больше нечего: Суханов исправно тянет комическую сторону спектакля, но все остальное тем временем провисает. Главное, что запоминается в игре Ангелины Варгановой (дочь), – это как остервенело она моет полы. Хорошее, конечно, бытовое наблюдение и точная характеристика персонажа; даже драматизм в этом действии определенно есть. Но общение с партнером по сцене дается актрисе труднее, чем этюды со шваброй и кочергой, которой режиссер Константин Райкин с подачи Мартина Макдонаха отвел роль чеховского ружья.