Китайская промышленная угроза
Для российского автопрома китайцы представляют угрозу, но не катастрофическую, “учитывая низкое качество их машин”, говорит пресс-секретарь группы “ГАЗ” Владимир Торин. По словам аналитика ИФК “Метрополь” Александра Жукова, китайские автомобили будут составлять растущую конкуренцию российским производителям, хотя полностью заместить российский автопром не смогут. В 2006 г. ввоз в Россию китайских транспортных средств вырос на 138% и составил $585,52 млн.
“Российско-китайское сотрудничество в существующем правовом поле несет в себе существенные экономические и социальные риски для России”, – говорится в докладе. Китай наращивает экспорт в Россию, пользуясь господдержкой, что может привести к закрытию или резкому сокращению производства в автопроме, производства промышленного оборудования, а в перспективе – и черной металлургии.
Среди форм господдержки, применяемых китайцами, пишут авторы доклада, – искусственно заниженный курс юаня, различные формы субсидирования промышленных производителей, выдача им госбанками льготных кредитов, крупные налоговые послабления для экспортеров, а также защита китайского рынка высокими таможенными пошлинами.
“Экспансия китайской продукции уже сегодня создала ощутимую угрозу для развития всего машиностроительного комплекса России”, – заявил “Ведомостям” гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян и добавил, что кризисная ситуация складывается в металлургической, химической и нефтехимической отраслях.
Темпы поставок труб из КНР в первые пять месяцев 2007 г. увеличились в восемь раз по сравнению с 2006 г., говорит директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко, китайцы занижают ввозные цены на трубную продукцию на таможне.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2006 г. российско-китайский товарооборот вырос на 43,2% и составил $28,64 млрд. В 2006 г. российский экспорт в Китай составил $15,75 млрд (рост на 21,2%), импорт – $12,89 млрд (рост на 79%). 90,52% российского экспорта в Китай – сырье, в том числе 53,92% – энергоносители, всего 1,4% – машины и оборудование ($217 млн). Статистика ФТС не учитывает поставки в КНР российского оружия, а по оценке Константина Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий, их объем в 2006 г. составил не менее $1,5 млрд.
В российском импорте из Китая удельный вес машин и оборудования быстро увеличивается – с 17,2% ($1,56 млрд) в 2004 г. до 29% ($4,592 млрд) в 2006 г. Быстро растут поставки в Россию бытовой электротехники, электроники и оборудования для связи – на 51,7% за 2006 г. до $2,156 млрд.
Чтобы защитить российскую экономику, авторы доклада предлагают воспользоваться западным опытом – ввести импортное квотирование, антидемпинговые меры, добровольные ограничения экспорта. Предлагается также отменить преференционный режим торговли: во-первых, он позволяет китайцам избегать антидемпинговых и антидотационных расследований, а во-вторых, российская система преференций была предназначена для поддержки развивающихся стран, а Китай все меньше соответствует этому статусу, считает Саакян.
Авторы предлагают шире использовать методы технического регулирования: российским госкомпаниям и естественным монополиям следует покупать продукцию российских поставщиков в приоритетном порядке, пора ввести льготы для лизинговых компаний, покупающих российское оборудование.
Многие из предлагаемых мер, например импортное квотирование, вступают в противоречие с обязательствами России по вступлению в ВТО, считает Ярослав Лисоволик из Deutsche UFG, в борьбе с китайским импортом Россия будет полагаться главным образом на антидемпинговые расследования и меры технического регулирования, которые пока что “недостаточно разработаны”.