Недоследили


На специально созванной в Генпрокуратуре по “делу Лугового” пресс-конференции заместитель генпрокурора Александр Звягинцев зачитал журналистам длинную речь, в которой последовательно отверг все претензии Великобритании к России. По его словам, обойти Конституцию ради выдачи Лугового невозможно, европейская конвенция о выдаче 1957 г. также не обязывает Россию выдавать своего гражданина. Конфликт с Великобританией решить можно только одним путем – осудив Лугового в России, но беда в том, что присланные британцами материалы недостаточны для того, чтобы признать его обвиняемым, сообщил Звягинцев. О результатах российского расследования убийства Литвиненко прокуроры не сообщили, уточнив, что оно продолжается – в частности, не завершилась экспертиза, которая должна установить происхождение полония.

О содержании британского запроса и претензиях к нему рассказал замначальника управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры Андрей Майоров. Британцы считают, что Луговой стал травить Литвиненко еще начиная с первого приезда в Лондон 16 октября 2006 г., и относят к этой дате первые следы полония. Однако в содержащемся в запросе перечне мест, которые посетил Луговой, иногда вместе с Литвиненко, есть “перерывы” – в некоторых офисах и ресторанах, где они бывали уже после того, как начали “светиться”, полоний не найден. Это показалось подозрительным Генпрокуратуре. Такие “перерывы” в полониевых следах маловероятны и теоретически возможны только в том случае, если человек ничего не касался в этом месте “загрязненной” частью тела, говорит Владимир Федоров из Радиевого института им. Хлопина.

Но самая главная претензия Генпрокуратуры к британскому запросу – это отсутствие в нем копий документов, например заключения о смерти Литвиненко и экспертиз. Сотрудник британской королевской прокурорской службы заявил “Ведомостям”, что документы по делу Лугового, направленные в Генпрокуратуру, полностью соответствуют процедурным нормам, никаких дополнительных материалов британские прокуроры присылать не намерены и настаивают на скорейшей экстрадиции Андрея Лугового в Британию.

По словам бывшего следователя Генпрокуратуры Николая Волкова, раз в британском запросе нет конкретных документов, то привлечь Лугового к ответственности в России действительно невозможно и ситуация с правовой точки зрения неразрешима. Несмотря на непреодолимый юридический тупик, восстановление российско-британских отношений – дело не самого отдаленного будущего, говорит эксперт Мэтью Клементс из британской корпорации Janes, специализирующейся на вопросах безопасности. Скорее всего, при этом стороны не будут сдавать свои юридические позиции, но воздержатся от эскалации конфликта и постепенно снимут визовые ограничения.