Бисер тает в темноте

Художница, она же модельер, приспособила имперскую эстетику к созданию красивых и приятных безделушек

Флигель Архитектурного музея имени Щусева – руина, в которой выставки становятся завлекательнее. Для выставки Ольги Солдатовой он подходит идеально. Пространство, поделенное арками, напоминает разом о двух источниках вдохновения – Древнем Риме и московском метро, а бережно хранимое в зале легкое ощущение разрухи способствует не слишком серьезному отношению к псевдоимперскому шику.

Для Солдатовой блеск и золото не одно и то же: художница только имитирует драгоценный материал, а использует подручный, не слишком дорогой – нитки бус из полудрагоценных камней и бисера, какие продают в подземных переходах. Ни привлеченными ресурсами, ни отношением к творчеству, ни ценностью материала художница не равняется на будни великих строек. В одной из работ она использует план неведомого, но роскошного сооружения как дамское ожерелье – симпатичную безделушку. В другой – самолетик, многократно повторенный, превращается в приятный взгляду декоративный элемент.

Уж сколько раз перепевали римские мозаики, в том числе и в советском искусстве, которое, в свою очередь, соцартисты отделывали по первое число. Солдатовой до всей этой идеологической мишуры дела нет. Ей нравится мишура мерцания, переливы, атлетические тела и всяческая краса ненаглядная.

Из пестрой и бессмысленной смеси советской и древнеримской роскоши художник готовит непростые, но доступные широкой публике блюда. Ее совсем не дешевые работы созданы не для храмов и дворцов. У всего, что делает Солдатова, – от бисерного значка, расшитой сумочки или шапочки – вполне потребительское назначение. Вот и начало сезона в Архитектурном музее настраивает на безмятежный лад – расставленные на травке в крошечном дворике диванчики, милый ресторанчик обозначают тот уровень потребления культуры, который в наших музеях пока еще в диковинку.

Автор – критик журнала TimeOut, Москва.

Выставка открыта до 30.09