Sukhoi Superjet готовится к взлету

Вчера на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого Sukhoi Superjet 100, на крыло он встанет до конца года

Всего у «Сухого» твердые контракты на 73 самолета, первый должен получить «Аэрофлот». Компанию пока больше волнует своевременность поставок. Гендиректор авиакомпании Валерий Окулов подчеркнул, что «деньги на SSJ100 в бюджете авиакомпании заложены, а сами самолеты включены в расписание на 2008–2009 гг.». Первый SSJ100 «Аэрофлот» ждет в ноябре 2008 г. В случае срыва графика поставок «Сухой» обязан по контракту заплатить штраф, максимальный размер которого может составить $1,5 млн. Что до реализации опциона еще на 15 SSJ100, то Окулов пока предпочитает подождать: «Надо с ценой определиться, думаю, после 2010 г.». Не спешит увеличивать число твердых контрактов и владелец «Эйрюнион» Борис Абрамович: «Поглядим, как самолет будет летать у «Аэрофлота», – сказал он.

Первая публичная презентация SSJ проходила в ангаре, сооруженном на территории авиазавода, который почти 60 лет строил исключительно военные истребители – Су, МиГ.

Собравшиеся – более 1000 человек – увидели SSJ100 вместительностью 95 кресел. Именно на эту модель к 2024 г. будет приходиться 75% заказов SSJ100. Планы «Сухого» по выпуску SSJ100 вместительностью 60 кресел отложен, а вопрос об увеличении посадочных мест до 110–130 будет решен до конца 2007 г., уточнил «Ведомостям» руководитель АХК «Сухой» Михаил Погосян.

«Почти 16 лет Россия не производила пассажирские самолеты, которые соответствуют современным требованиям, – начал первый вице-премьер Сергей Иванов. – «Сухому» хватило два года, чтобы разработать и начать производить SSJ100. Мы с нетерпением ждали его. Я даже не сомневаюсь, что до конца года SSJ100 встанет на крыло». Погосян пообещал, что в ближайшие три месяца начнутся летные испытания новинки. Запуск серийного производства планируется в 2009 г. А пока из 50 цехов авиазавода под SSJ100 переоборудовано два, где трудятся 400 специалистов при общей численности персонала в 14 000 человек. В производстве SSJ100 используется не более 5% композитных материалов – в большем нет необходимости, рассказал начальник агрегатно-сборочного цеха завода Александр Щеглов: если у дальнемагистрального B787 Dreamliner киль (деталь хвоста), выполненный из композита, дает дополнительно 500 кг коммерческой загрузки, то в случае с региональным SSJ100 – меньше 80 кг. «Процессы стараемся автоматизировать, что повышает качество и снижает себестоимость, – добавляет Щеглов. – Работу, которую вручную делают 20 специалистов почти месяц, немецкий клепочный станок завершает за четыре дня. А клепок на SSJ100 миллионы».

Специально для публичной презентации лайнер SSJ100 был окрашен в цвета российского флага. Фишкой достаточно консервативной окраски стали 265 000 горошин разной величины по всему фюзеляжу и использование пяти оттенков синего, рассказал президент центра промышленного дизайна и инноваций «Астра росса» Владимир Пирожков (бывший дизайнер Citroen и Toyotа). По его словам, на работу ушло две недели и «несколько сотен тысяч евро». Есть у Пирожкова мысли по улучшению пассажирского салона – «чтобы в одно и то же кресло посадить и маленькую японку, и большого американца». Лампочку лучше сделать сбоку, рассуждает Пирожков. Он рассчитывает заключить контракт с «Сухим», но оговаривается: авиапром в вопросах дизайна, в отличие от автомобильной отрасли, консервативен и нерасторопен. Разработка принципиально нового салона может обойтись в «несколько сотен миллионов евро», подсчитал участник рынка. А это, несомненно, скажется на стоимости SSJ100.

Посмотреть на SSJ100 в натуральную величину приехали представители стратегических партнеров проекта – Alenia, Snecma, Boeing, переназначенные министры Игорь Левитин, Виктор Христенко, а также глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, президент ОАК Алексей Федоров, председатель правления ВТБ Андрей Костин и др. Они с удовольствием позировали фотографам на фоне бело-сине-красного SSJ100.