Рельсы доведут до Голландии

РЖД может выкупить блокирующий пакет акций ТМХ или такую же долю в голландской The Breakers Investments
С. Петров

В конце прошлой недели акционеры «Трансмашхолдинга» (ТМХ) одобрили проведение допэмиссии акций на чуть более 25% от увеличенного уставного капитала. 278 805 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1000 руб. будут выпущены по закрытой подписке в пользу «Российских железных дорог» (РЖД) и The Breakers Investments B.V., зарегистрированной в Амстердаме, следует из сообщения ТМХ.

«ТРАНСМАШХОЛДИНГ»

Машиностроительная компания. Выручка – 46 млрд руб. (продажи ТМХ за девять месяцев 2007 г.). Владельцы – структуры совладельцев «Кузбассразрезугля» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева и владельцы компании «Трансгрупп».

О том, что РЖД станет совладельцем ТМХ, стороны договорились еще прошлым летом, но монополия ждала, когда холдинг завершит консолидацию основных предприятий. РЖД рассчитывала получить не менее блокирующего пакета акций компании, заявлял ранее президент госкомпании Владимир Якунин. В пятницу представители РЖД и ТМХ отказались от комментариев.

Пока монополия не определилась, будет ли она выкупать акции допэмиссии холдинга. Как рассказал «Ведомостям» близкий к ТМХ источник, у инвестора есть два варианта: либо приобрести блокпакет акций ТМХ напрямую, либо выкупить допэмиссию The Breakers Investments. Этой компании, которая контролируется нынешними акционерами ТМХ, могут быть переданы 100% акций холдинга, говорит он.

Такая структура собственности, по словам собеседника «Ведомостей», упростит ТМХ выход на международный рынок заимствований. У «Трансмашхолдинга» большая инвестпрограмма, часть которой будет реализована за счет средств допэмиссии, но для дальнейшего развития компании может понадобиться выход на международные рынки капитала, включая проведение IPO, поясняет он. Размещение акций компании, зарегистрированной в одной из стран Европейского союза, упрощает решение этой задачи (см. врез).

Цену размещения новых акций ТМХ определит совет директоров компании. Ранее источники, близкие к холдингу, рассказывали, что для сделки с РЖД компанию оценили примерно в $2 млрд. Аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак считает, что ТМХ может стоить до $2,5 млрд.

Как госкомпания собирается финансировать сделку, ее представитель не говорит. Источник, близкий к РЖД, лишь отмечает, что это будут как собственные, так и заемные средства. Он также слышал, что монополия может стать конечным владельцем блокпакета акций ТМХ через голландскую компанию. Такая структура сделки упростит процедуру вхождения в капитал ТМХ иностранного партнера, который также претендует на блокирующий пакет акций холдинга, отмечает собеседник «Ведомостей». Наиболее вероятным партнером он называет Bombardier.

Источник, близкий к «Трансмашхолдингу», ранее рассказывал, что компания ведет переговоры с Bombardier Transportation (транспортное подразделение Bombardier) об обмене «сопоставимыми по размеру пакетами». О таких планах слышали также инвестбанкир, знакомый с ходом переговоров сторон, и сотрудник одной из иностранных компаний – конкурентов ТМХ. Представитель Bombardier это не комментирует. А замгендиректора «Трансмашходинга» Анатолий Мещеряков говорит, что компания пока не определилась ни с формой такого партнерства, ни с самим партнером. Ранее об интересе к ТМХ заявляли также представители Alstom. А Якунин утверждал, что помимо них переговоры ведутся и с Siemens. Но руководитель профильного управления Федеральной антимонопольной службы Алексей Ульянов говорит, что пока что заявок на покупку акций «Трансмашхолдинга» не поступало.