Европейский университет: Пожарные меры


Эта история началась 18 января, когда районный отдел государственного пожарного надзора провел проверку в здании Европейского университета в Петербурге и выявил 52 нарушения правил противопожарной безопасности. 7 февраля Дзержинский райсуд принял решение о приостановке учебного процесса в университете.

Мы занимаем здание на Гагаринской улице – Малый мраморный дворец Кушелева-Безбородко – с 1994 г. и в течение 13 лет постепенно приводили его в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Пожарная инспекция всегда указывала нам на различные недостатки и нарушения, мы в меру наших сил их устраняли, и пожарный надзор на протяжении многих лет выдавал нам разрешения проводить занятия в этом здании. И вдруг в этом году – такая, на мой взгляд, слишком суровая мера, как приостановка деятельности.

Европейский университет в Петербурге начинался в 1995 г. с организации открытых аспирантских курсов. В течение двух лет количество желающих послушать лекции ведущих профессоров петербургских вузов постоянно росло, что подтвердило необходимость создания нового учебного заведения. В 1994 г. уже сложившаяся группа профессоров и примкнувшие к ним ученые из различных петербургских академических институтов и вузов при поддержке первого мэра города Анатолия Собчака оформили документально существование Европейского университета.

Неординарность нового учебного заведения заключалась в соединении традиций российской научной школы и западной образовательной модели. Организаторы и профессора университета привлекали лучшие силы, тем самым создав мощную научно-исследовательскую базу. В работе со слушателями Европейский университет сознательно расширял географические границы, активно привлекая региональных студентов.

Появившись в не самое простое для российской науки и высшего образования время, Европейский университет приложил немало усилий, чтобы собрать у себя лучшие российские и зарубежные научные силы. Сбалансированное сочетание образовательного и исследовательского направлений дало университету возможность довольно быстро стать конкурентоспособным учебным заведением. Помимо основной – образовательной деятельности университет вел исследования, организовывал научные семинары, круглые столы, конференции и др.

Европейский университет с первых дней начал развивать международные связи – на междисциплинарные и открытые исследовательские семинары приглашали ученых мирового уровня (Карло Гинзбург, Бруно Латур, Александр Долинин, Квентин Скиннер, Александр Осповат, Бенедикт Андерсен и многие другие). На базе факультета истории искусств совместно с Государственным Эрмитажем была организована серия летних школ для зарубежных слушателей.

Главное достижение университета – это его выпускники. Всесторонняя подготовка, высокий профессионализм, способность быстро осваивать новые области знаний дают возможность успешной карьеры как в научном мире, так и в государственном и негосударственном секторах российской экономики, культуры, в бизнесе, в средствах массовой информации.

Больше всего меня беспокоит то, что в результате приостановки учебного процесса около 150 российских и порядка 20 иностранных слушателей лишились возможности продолжать занятия. Под угрозу поставлены не только выполнение плана второго семестра, но и само существование университета.

Ситуация осложняется тем, что даже после устранения значительной части пожарных нарушений 18 февраля Дзержинский суд оставил в силе решение о приостановлении деятельности университета. Суд счел, что принятые нами меры недостаточны для того, чтобы проведение занятий в университете не представляло угрозы жизни и здоровью людей. Нам рекомендовали повторно обратиться в суд, после того как наша работа по устранению недостатков убедит пожарный надзор в том, что угрозы для жизни людей в здании нет.

Проблема заключается в том, что полное удовлетворение претензий пожарных потребует значительных финансовых затрат и займет длительное время. Учитывая, что Малый мраморный дворец является памятником архитектуры XIX в., нам также предстоит заказать несколько архитектурных и строительных проектов, пройти многочисленные и небыстрые согласования в городском Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и архитектуры.

Я не удовлетворен решением суда. Пожарное состояние нашего здания ничуть не хуже, чем у большинства старых зданий Петербурга. Все это наводит меня на мысль о том, что кто-то хочет создать Европейскому университету максимум трудностей. Совершенно очевидно, что мы стали объектом избирательного правоприменения, но кому и зачем это нужно – вопрос, который мы задаем себе в течение последних полутора месяцев. Существуют разные версии. Давление со стороны лиц, у которых университет мог вызвать недовольство своим стремлением к научной беспристрастности в исследованиях и верностью принципу университетских свобод? Заинтересованность каких-либо структур в здании, где располагается университет? События вокруг Европейского университета происходят в период избирательной кампании. По всей видимости, есть силы, очень заинтересованные в том, чтобы здесь, в Петербурге, накануне президентских выборов произошел скандал. Всем известно, что предвыборная программа кандидата в президенты РФ Дмитрия Медведева включает пункты о необходимости радикального изменения ситуации в правоприменении и повышения качества обучения в вузах. Атака же на Европейский университет, по сути, прямо их нарушает.

Естественный вопрос – что мы собираемся делать дальше? Прежде всего мы будем терпеливо работать над устранением нарушений и использовать все правовые меры, для того чтобы возобновить работу университета. Мы будем всеми силами стремиться сохранить Европейский университет в Петербурге – это наша главная цель, и мы будем всеми силами стремиться развивать его и дальше.

В наш адрес ежедневно поступают сотни обращений со словами поддержки со всего мира: от наших коллег, слушателей и выпускников. Это придает нам силы не отступать и продолжать верить в правильность наших целей.