Индекс счастья

Из чего складывается понятие «счастлив в труде»? И кто больше всех счастлив на работе? Британцы ежегодно составляют рейтинг самых «счастливых» профессий

В середине мая к руководителю учебного центра компании «Видео интернешнл» Ирине Киселевой пришел ключевой сотрудник. После отпуска, проведенного в волонтерском проекте на экологической ферме в Шотландии, старший специалист по обучению и развитию понял – восьми лет работы в этом направлении достаточно, она больше не хочет, чтобы жизнь проходила мимо. Теперь ее цель – работа в экологических проектах международных организаций, что даст ей возможность путешествовать и быть ближе к природе. «Ни возможностями роста, ни повышением зарплаты заинтересовать ее было нельзя, к тому же я хорошо понимаю и поддерживаю этот выбор. Но это серьезная потеря для отдела – мы три недели уже не можем найти адекватную замену», – говорит Киселева.

Больше всех довольны

Насколько счастливы на работе британцы – таким вопросом ежегодно задаются эксперты консалтинговой компании Cuty & Guilds. «Индекс счастья 2008», представленный публике 4 июня (было опрошено 2000 британцев), показал, что больше всех довольны жизнью работники салонов красоты. Из них каждый третий оценил удовлетворенность работой на 10 баллов, каждый второй чувствует себя счастливее, чем в прошлом году, 82% готовы рекомендовать свою компанию в качестве работодателя (см. рейтинг). Исследователей также интересовало, что именно делает людей счастливыми на их работе.

Эксперты пришли к выводу, что деньги – не самое главное. 95% опрошенных согласились с тем, что интерес к работе имеет большое значение, а больше половины назвали это обстоятельство ключевым. Следующими по важности факторами стали финансовая стабильность, хорошие отношения с коллегами, баланс между работой и личной жизнью. 44% респондентов полагают деньги ключевым фактором.

Компаниям следует разрабатывать мотивационную политику не на денежной основе, а предлагать сотрудникам возможность работать по гибкому графику, самостоятельно регулировать нагрузку, пробовать разные подходы к работе, рекомендуют эксперты.

По чьей вине

Руководители часто пытаются удержать человека, предлагая ему отпуск, повышение зарплаты, программы обучения, новые проекты, ротацию или даже релокацию. Но настоящая задача руководителя – не взять на себя ответственность за решение внутренних проблем сотрудника, а помочь ему самому ответить на вопрос, чем ему хочется заниматься, считает независимый консультант Вера Елисеева: «Результат может быть разным: или сотрудник поймет, что эта работа и есть его любимое дело, а в жизни менять надо что-то другое, или – что он хотел бы заниматься чем-то иным. В любом случае компания выигрывает, либо повышая эффективность сотрудника, либо расставаясь с человеком, которому работа стала в тягость».

«Когда компания берет специалиста на работу, она как бы продает себя ему, а когда человек начинает понимать, что есть что на самом деле, наступает разочарование», – считает Татьяна Андреева, старший преподаватель Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета. Когда она занималась подбором персонала в консультационной фирме, то говорила молодым соискателям: «В консалтинге творчества – 20%, остальное – рутина». Некоторые передумывали уже на этом этапе».

Удача и неудача

Решительно изменить профессиональную жизнь попробовала два года назад Анна Данишевская, тогда – директор проектного офиса МТС. «Я могла бы расти дальше в компании, но не хватало в жизни творчества. Пыталась поступить во ВГИК один раз – не получилось, через год же меня приняли сразу в две мастерские, одной из которых руководил Александр Акопов, председатель совета директоров теле- и кинокомпании «Амедиа» – после первого семестра он пригласил меня туда работать», – вспоминает Данишевская. Первые месяцы учебы Данишевской пришлось жить на сэкономленные деньги, да и сейчас она не может себе позволить прежний стиль жизни: «Но деньги не главное. Кино и телевидение – это и бизнес, и искусство, что дает мне возможность использовать и опыт, и багаж знаний, включая MBA. Но это другая система взаимоотношений, и как главный редактор и продюсер направления я имею прямое отношение к креативу».

А вот у руководителя пресс-службы крупной продуктовой компании Милы Рудык совершить переход не получилось. «Я пять лет проработала в PR, но все это время мне был интересен фэн-шуй – я посещала курсы, читала книги», – рассказывает она. В середине 2006 г. Рудык уволилась с работы и открыла агентство «Фэн-шуй Positive»: «Жила на деньги, отложенные раньше, и мне все нравилось. Но мне постоянно предлагали вернуться в PR, а сделать агентство источником дохода не получалось». Вернувшись к старой профессии в начале 2007 г. и снова занимаясь фэн-шуй как хобби, Рудык все равно считает, что тогда сделала правильный выбор. «Я теперь лучше чувствую все преимущества работы в качестве наемного служащего – регулярная зарплата, стабильность и одновременно больше уважаю бизнесменов – людей, которые принимают на себя риск и дают работу другим».