Глобалист: Свобода от доллара


Никому не нравится однополярность, все любят многополярность. Но примеров реального выхода из-под влияния США не так много. Вот один из них: разделение или «распаривание» монетарных политик разных стран.

В прошлом европейские центробанки обычно повторяли действия ФРС. Когда из-за рецессии 2001 г. ФРС снизила ставку рефинансирования до 1%, европейцы довели ее до 2%. Иначе они действуют сейчас. В то время как ФРС в итоге снизила ставку рефинансирования на 325 базисных пунктов, европейцы не только впервые отказались следовать за США, но пошли в обратном направлении. Президент ЕЦБ Жан-Клод Трише вчера снова заявил, что в июле ЕЦБ может повысить процентную ставку на 25 базисных пунктов (до 4,25%). И это логичный шаг.

Причина не в росте цен на нефть или продовольствие, с которым монетарная политика не может ничего поделать, а в росте инфляционных ожиданий. Придерживаясь нынешней стратегии, ЕЦБ наверняка не сможет в ближайшие два года выполнить цель по инфляции – не более 2%. Действуя наперекор ФРС, ЕЦБ реализует куда более действенную внутреннюю политику, чем мог бы себе позволить центробанк отдельной страны. Возможность поступать так составляет одно из важнейших преимуществ единой европейской валюты.

В области монетарной политики мы находимся на переходе от монополярного к биполярному миру. В прошлом исключительно действия ФРС определяли глобальную монетарную политику – через доллар. Благодаря ослаблению кредитно-денежной политики, включавшей длительные периоды отрицательной процентной ставки, ФРС внесла свой вклад и в рост глобальной инфляции.

В рамках этого глобального тренда выросла и инфляция в ЕС. Если ЕЦБ будет придерживаться курса, который вроде бы наметил Трише, у еврозоны появится реальный шанс отвязаться от диктуемого США тренда.

Теоретически независимый центральный банк, действующий в условиях плавающей ставки, может добиться любых показателей инфляции независимо от того, что происходит в остальном мире. Но на практике центробанки, даже склонные к жесткой риторике, идут на компромиссы. ЕЦБ не повысил бы процентную ставку, если бы существовала опасность экономического краха. Заранее анонсированное повышение ставки на 25 пунктов – часть компромисса. Само по себе оно не уменьшит инфляцию в еврозоне до требуемых пределов. На мой взгляд, ЕЦБ действует слишком нерешительно и с некоторым опозданием. Но по крайней мере он движется в правильном направлении.

В связи с тем что монетарная политика двух крупнейших экономик мира движется в разных направлениях, открываются интересные возможности. Одна их них – вероятность того, что доллар преждевременно покинет пост мировой валюты. По этому поводу у экономистов разное мнение. Весьма правдоподобно, что различный уровень инфляции приведет к этому исходу. Многие страны могут начать отвязывать свои валюты от доллара, чтобы прекратить импорт инфляции. Если этот тренд сохранится, США рискуют потерять свою чрезвычайную привилегию – способность жить не по средствам, пользуясь доминированием своей валюты в мире. Это не предсказание. Это всего лишь сценарий, возможность реализации которого зависит от политического выбора. FT, 8.06.2008, Антон Осипов