Русские сказки: Прекратить злоключения


В сказке про Булата Молодца герои трижды совершают добрые поступки, и трижды они оборачиваются несчастьем.

Вот Иван Царевич четвертый уже год едет по миру в тщетных поисках невесты и в некоем городе видит, как на площади секут человека, задолжавшего кому-то. Сумма долга небольшая, во всяком случае для царевича. Многим горожанам хотелось бы должника выкупить из соображений милосердия. Но никто не выкупает, потому что известно: у того, кто выкупит этого должника, Кощей Бессмертный украдет жену. Иван Царевич должника выкупает, не боясь Кощея Бессмертного хотя бы потому, что нету у Ивана Царевича никакой жены.

Благодарный должник представляется Булатом Молодцом и находит царевичу невесту – самую прекрасную в мире девушку по имени Василиса. Разумеется, в первую же ночь Кощей Бессмертный крадет у Ивана Василису, ибо так устроено добро в русской сказке – оно непременно оборачивается злом. Никто не может совершить доброго поступка, не причинив тем самым вреда себе.

В принципе Булат Молодец не должен теперь помогать Ивану Царевичу выручать Василису от Кощея. За то, что царевич рассчитался с Булатовыми заимодавцами, Булат уже заплатил царевичу тем, что разыскал ему невесту. Но Булат, будучи богатырем, решает сразиться с Кощеем уже бескорыстно, по велению сердца. Не знаю, понимает ли он, что за бескорыстное совершение добра всякого человека ждет неминуемая казнь.

Далее следует обычная история про Кощееву смерть. Про иглу, яйцо, утку, зайца... С той только разницей, что, когда Кощей бессмертный убит, к Булату прилетают птицеподобные Кощеевы сестры и раскрывают Булату страшное наказание, которое уготовала ему судьба за совершение доброго поступка. Как только царевич вернется домой, его разорвет любимая собака, и если кто расскажет царевичу об этой опасности, тот окаменеет до колен. Еще царевичу (если удастся спастись от собаки) предстоит быть убитым любимым конем, а если кто об этой опасности ему расскажет, тот окаменеет до пояса. Наконец (буде собака и конь не подействуют), царевича прободает любимая корова, молоко которой царевич пил еще в детстве. А кто сообщит царевичу об этом риске, тот окаменеет весь.

Булат решает молчать. Когда царевич возвращается домой и к нему с лаем бросается собака, Булат разрубает пополам собаку. Царевич огорчен, но прощает Булата за прежние его заслуги. На следующий день к царевичу бежит любимый конь, и Булат отрубает голову коню. Царевич взбешен, но на этот раз простить Булата просит Василиса. Надо ли удивляться, что на третий день, как только корова направляется в сторону Ивана Царевича, булат обезглавливает и корову. Тут уж ни Иван Царевич, ни Василиса не намерены Булата жалеть. И они зовут палача.

Дабы избежать позорной смерти на плахе, Булат рассказывает другу о предсказаниях Кощеевых сестер. Сначала каменеет по колена, потом – по пояс, потом... «Стой! – кричит царевич. – Верю тебе, не рассказывай дальше!» Но Булату нет уже никакого резона жить до пояса окаменевшим. Он рассказывает о пророчестве Кощеевых сестер до конца, каменеет весь, да так и остается памятником самому себе посреди царского двора.

Проходит несколько лет. Царевич с Василисой живут счастливо. У них рождаются двое детей. И только стоящий посреди двора памятник Булату огорчает их, ибо Царевич обязан Булату всем своим счастьем и стал причиной страшной Булатовой смерти. Частенько супруги приходят к камню и плачут.

И вот однажды камень говорит им: «Не плачьте, лучше помогите мне. Зарежьте своих детей и помажьте меня их кровью».

Надо ли говорить, что просьба окаменевшего Булата немедленно исполняется. Отец и мать режут своих детей и мажут их кровью камень. Булат оживает и спрашивает, не жалко ли было зарезать мальчиков. И узнав, что жалко, ведет Ивана и Василису в детскую, а там – живые и невредимые весело играют их дети.

Удивительно, что русская сказка, столь изощренная в объяснении чудес, на этот раз чуда воскрешения детей никак не объясняет. Какие волшебные силы оживили мальчиков – неизвестно. Как это случилось – неизвестно.

Сказка просто предлагает поверить: если совершаешь добро, оно непременно отзовется злом; если совершаешь зло – ничего страшного.