Купите бриллианты!

Крупнейшие алмазодобывающие компании мира – «Алроса», De Beers, BHP Billiton и Rio Tinto решили объединиться, чтобы поддержать спрос и цены на бриллианты
Д. Гришкин

О том, что четверка крупнейших производителей алмазов в феврале собирается начать совместную маркетинговую кампанию по продвижению бриллиантов Generic Diamonds Marketing, «Ведомостям» рассказал президент «Алросы» Сергей Выборнов. В частности, планируется рекламировать бриллианты как инвестиционную ценность, чтобы повысить спрос на них (см. врез), сказал он. Других подробностей Выборнов не раскрыл.

Планы конкурентов объединить усилия подтвердила представитель De Beers Линетт Гулд. Для реализации совместной маркетинговой стратегии компании создадут специальную организацию SteerCom, говорит она. Механизм ее финансирования уже разрабатывает McKinsey & Co и предполагается, что она будет обращаться за деньгами ко всем участникам цепочки: алмазодобывающим компаниям, огранщикам, ювелирам, рассказывает Гулд. По ее информации, к производителям алмазов уже присоединился ювелирный дом Harry Winston. Представители BHP Billiton, Rio Tinto, Harry Winston и McKinsey & Co от комментариев отказались.

Выборнов и Гулд не назвали сумму, которую готовы потратить на маркетинговую кампанию. Чтобы она была эффективной, придется вложить около $1 млрд, говорит эксперт Rough & Polished Сергей Горяинов, причем львиная доля средств уйдет на рекламу. Неудивительно, что алмазодобывающие компании решили потратиться на эту кампанию, говорит эксперт: ведь после того, как продажи драгоценных камней рухнули на 30%, встал и рынок алмазного сырья. Размер алмазных стоков сейчас примерно $15–20 млрд при ежегодном объеме продаж около $10 млрд, подтверждает Выборнов.

Упали и цены: индекс Rapa-port Diamond Index (средняя розничная цена бриллиантов размером 1 карат на нью-йоркском рынке) с летних пиковых значений в $8921 упал до отметки $6893 – почти как в июле 2007 г.

«Четверка» хочет поддержать не только спрос, но и цены на бриллианты, рассказал сотрудник «Алросы»: «Предмет роскоши не может быть дешевым». Представитель компании это не комментирует. «Алроса», De Beers, BHP Billiton и Rio Tinto занимают более 90% рынка алмазов, говорит Горяинов. Но вряд ли объединение их усилий вызовет вопросы у антимонопольных органов: диктовать цены на бриллианты сложно, говорит эксперт Scitilla Monaco Сергей Пунтус. Антимонопольная служба Еврокомиссии на запрос «Ведомостей» не ответила.

Гендиректор смоленского ПО «Кристалл» Максим Шкадов инициативу алмазных компаний поддерживает, но сам присоединиться не может: нет средств. А вот «Алроса» может найти деньги на рекламу алмазов, считает Горяинов, ведь она, несмотря на кризис, продолжает продавать сырье в Гохран.