Экономика и жизнь: Расскажите нам сказку


Важнейшие фондовые рынки мира, достигнув дна в начале марта, показали с тех пор значительный рост. Некоторые, особенно в Китае и Бразилии, достигли низших показателей прошлой осенью, снова спикировали вниз в марте и с тех пор уверенно росли: бразильский индекс Bovespa вырос на 75% в мае по сравнению с концом октября 2008 г., китайский Shanghai Composite – на 54% примерно за тот же период. После марта новости с фондовых рынков почти везде были положительными.

Означает ли это, что мировой экономический кризис подходит к концу? Может так случиться, что все снова обретут оптимизм в одно и то же время, что и приведет к быстрому восстановлению экономики?

Спекулятивные бумы имеют под собой психологическую основу. Растущие цены акций порождают истории о проницательных инвесторах, которые становятся все богаче. Люди начинают завидовать успеху других и убеждать себя, что цены продолжат расти. Искушение включиться в игру появляется даже у тех, у кого есть фундаментальные сомнения по поводу продолжительности бума. Таким образом, рост цен подталкивает их к дальнейшему росту, и этот цикл повторяется снова и снова – до поры до времени.

Во время бума человек оказывается перед следующим выбором: он сравнивает свое возможное сожаление об упущенном шансе с болью потери, связанной с возможными убытками. Здесь нет заведомо «правильного» решения, нет консенсуса среди экспертов по поводу того, как, исходя из рисков, распределить вложения. Нужно ли вложить 30% в ценные бумаги, а 70% в недвижимость? Или наоборот? Кто это знает? Принятое решение основывается на относительной весомости нескольких противоречивых эмоций. В условиях бума эмоциональные факторы, как правило, подталкивают к участию в игре.

Теперь зададимся вопросом: а что толкает рынок вверх сейчас? Никаких значимых фундаментальных новостей, за исключением сообщений о растущих ценах, с марта не было. Человеческая склонность реагировать на растущие цены именно так – желанием поучаствовать – никуда не исчезла. Но это именно реакция – обратная связь. Это лишь механизм усиления других факторов, которые склоняют людей к инвестициям в фондовый рынок.

Весь мир не может разом вернуть энтузиазм минувших лет только благодаря этой позитивной обратной связи. Кроме того, существует проблема координации. На рост цен не все реагируют одновременно и одинаково: мы в разное время принимаем решения о покупке. В результате события протекают медленно, а тем временем могут появиться плохие новости.

Подлинное восстановление инвестиционной уверенности в мировом масштабе возможно в том случае, если в своем видении ситуации мы сконцентрируемся на какой-то вдохновляющей истории успеха, но не на истории роста цен как такового.

В нашей книге «Сила жизнелюбия» (Animal Spirits) мы с Джорджем Акерлофом показываем, как макроэкономические взлеты и падения в значительной степени движутся историями успехов (или неудач). Такие «нарративы», особенно те, что распространяются СМИ и просты для понимания, являются своего рода вирусами, чья способность передаваться от человека к человеку управляет экономикой. Степень «заразности» этих историй или сценариев зависит от нашей реакции на происходящее на рынке, однако правдоподобные истории всегда сильно на нас влияют и являются первопричиной изменений в наших взглядах.

Нарратив, который привел к разрастанию пузыря на мировых фондовых рынках в конце 90-х, был сложным, но если упростить, то выглядел он так: умные, решительные, «новые» люди прокладывают путь к торжеству капитализма нового типа в быстро глобализующейся экономике. Этот сценарий звучал вполне правдоподобно, поскольку был увязан со множеством пронизывающих эфир маленьких историй успеха – родственников, друзей, соседей, героев газетных публикаций: всех тех, кто оказался достаточно проницательным, чтобы вовремя войти в новую игру.

Однако сегодня воссоздать нарратив успеха трудно, учитывая огромное количество историй провалов. Рост рынков за весь период, прошедший с марта, похоже, не основан на какой-либо вдохновляющей истории, а скорее связан с отсутствием новых плохих новостей и осознанием того, что все предыдущие рецессии когда-нибудь заканчивались. Во время, когда газеты заполнены статьями о продаже заложенных домов или о снесении непроданного жилья, трудно найти какую-либо причину для восстановления рынков кроме мантры о том, что «рано или поздно все спады заканчиваются». От сценария о «капиталистах-триумфаторах» ни у кого не захватывает дух. Вера в международную торговлю подорвана.

Для значительного восстановления сейчас нет подходящего двигателя. Восстановление экономики похоже на выпуск нового фильма: никто не знает, как на него отреагируют люди, пока они его не посмотрят и не обсудят между собой. Новый фильм «Звездный путь» (Star Trek), еще один ремейк телевизионного шоу сорокалетней давности, удивил всех тем, что собрал $76,5 млн за первые выходные в прокате.

Благодаря новому фильму старая история получила новую жизнь. Мы можем надеяться, что некоторые из старых сценариев, которые в прошлом были двигателями роста, – подъем капитализма и его триумфальное распространение по миру – можно отряхнуть от пыли и возродить, чтобы вернуть жизнелюбие, которое движет восстановлением экономики. Наши усилия по стимулированию экономики должны быть направлены на улучшение этих сценариев, на восстановление доверия к ним.

Это значит заставить капитализм работать лучше, а также дать ясно понять, что угрозы протекционизма нет. И делать это нужно не для того, чтобы втянуть всех в раздувание еще одного спекулятивного пузыря, а для того, чтобы помочь мировой экономике выйти из сегодняшней рискованной ситуации.

Роберт Шиллер – профессор экономики Йельского университета; автор (совместно с Джорджем Акерлофом) новой книги «Сила жизнелюбия: как психология людей влияет на экономику и что это значит для мирового капитализма» (Animal Spirits: How Human Psychology Drives the Economy and Why It Matters for Global Capitalism). Печатается с разрешения Project Syndicate, 2009.