Океан идей

Росрыболовство создаст торговую сеть «Океан» без помощи федеральных ритейлеров. К концу 2012 г. должно открыться 250 магазинов в 47 регионах

Первые магазины «Океан» должны открыться уже в сентябре, следует из подготовленной Росрыболовством концепции создания розничной торговой сети (есть в распоряжении редакции). До конца года предполагается открыть 15 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и Нижнем Новгороде, а к концу 2012 г. в 47 регионах планируется открытие 250 «Океанов», в том числе и по франчайзингу.

Росрыболовство разработало три формата магазинов: «мини» площадью 90 кв. м (инвестиции в открытие одного магазина – 4 млн руб.), «стандарт» – 180 кв. м (6,3 млн руб.) и «премиум» – от 300 кв. м (10,2 млн руб.). По расчетам авторов концепции, оборот пяти стандартных магазинов составит 243 млн руб. в год, рентабельность EBIT – 8,7%.

Управляющую компанию (УК), которая займется развитием сети, привлечением финансирования и контролем за коммерческой деятельностью, планируется создать в июле. По словам Олега Миронова, гендиректора ФГУП «Нацрыбресурсы» и одного из разработчиков концепции сети «Океан», еще не решено, станет ли УК частью ФГУПа или будет создана государственно-частная компания. На июнь – июль также запланированы тендеры среди логистических компаний, которые займутся доставкой рыбы от производителей до магазинов.

По словам Миронова, проект не будет связан с федеральными сетями, чтобы не допускать взимания с поставщиков входных билетов, ретро-бонусов и платы за полку. Планируется, говорит он, строительство собственных небольших магазинов площадью до 300 кв. м, выкуп их у муниципальных властей и сотрудничество с владельцами сетей маленьких магазинов, специализирующихся на монопродуктах – мясе, молоке или рыбе. Таким ритейлерам будет предложена франчайзинговая схема.

По оценке совладельца компании «Экспресс-ритейл» Валерия Тараканова, в Москве затраты на ремонт и оборудование магазина площадью 200 кв. м сейчас составляют 7 млн руб. Еще в 2–3 млн руб. в год обойдется аренда такого магазина, $1,8–3,6 млн будет стоить его покупка. Схожий с «Океаном» проект рыбных магазинов в 2006 г. в Санкт-Петербурге запустил крупный оптовый поставщик рыбы группа Talex. Компания планировала открыть в Санкт-Петербурге 40 рыбных магазинов «Талекс» площадью 200–250 кв. м, а в Москве и области – до 100 магазинов. Но открыла всего пять в Санкт-Петербурге, после чего проект был остановлен, рассказывает президент Talex Алексей Тотунов. «Изучение рынка показало, что рыбоедов оказалось всего 4–6%, и переманивать потребителей из сетевых супермаркетов оказалось непросто», – говорит он. Низкая цена в специализированных магазинах при этом не имела значения. Средний чек «Талекса» составлял 300–350 руб., и это не позволило проекту выйти на самоокупаемость. Поэтому Тотунов намерен изменить формат своих магазинов и скептически относится к идее Росрыболовства. «Частные рыбные компании финансировать «Океаны» не будут», – уверен он.