Запасы Тимченко

«Ведомостям» стал известен еще один газовый актив в копилке нефтетрейдера Геннадия Тимченко – половина «Петромира» с гигантским Ангаро-Ленским месторождением

«Стройтрансгаз»

один из крупнейших нефтегазовых подрядчиков страны. владельцы – структуры Геннадия Тимченко (около 80% обыкновенных акций), Газпромбанк (19,99%). выручка (РСБУ, 2008 г.) – 34,4 млрд руб. чистый убыток – 6,2 млрд руб.

Ангаро-Ленское газоконденсатное месторождение

объединяет три участка – Левобережный, Правобережный, Ангаро-Ленский; запасы (С1 + С2): 1,221 трлн куб. м газа, 61,863 млн т конденсата (данные Роснедр на январь 2007 г.). лицензии – у ООО «Петромир» (Москва), выданы в 1999 г.

Фирма «Петромир» появилась на свет в 1999 г., а прославилась в 2004-м: Иркутская область объявила, что в регионе найдена «вторая Ковыкта» – гигантское Ангаро-Ленское месторождение газа, лицензия на которое – у ООО «Петромир». В 2006 г. «Петромир» зарегистрировал предполагаемые запасы месторождения: 1,22 трлн куб. м категории С2. Для сравнения: почти такие же запасы до этой весны были у «Новатэка» (стоит $11 млрд), только подтвержденные и с уже начатой добычей.

Кто хозяин богатств «Петромира», известно не было. Фирму создал известный шахматист Анатолий Карпов (но сам он отказывался об этом говорить), потом она перешла к конезаводчику и предпринимателю родом из Башкирии Анатолию Оружеву, но тот заявлял «Ведомостям», что лишь консультирует проект.

Как выяснили «Ведомости», совладелец и инвестор «Петромира» – нефтегазовый подрядчик «Стройтрансгаз», 80% которого теперь контролирует основатель Gunvor Геннадий Тимченко.

Структура собственности такова: 100% «Петромира» – у британской Petromir UK Ltd. (данные ЕГРЮЛ), та пополам принадлежит двум фирмам с багамского острова Невис – Jumar Holdings и Jumar & Co (данные регистрационной палаты Великобритании). А последняя – 100%-ная «дочка» «Стройтрансгаза» (что следует из его отчетов по РСБУ). То есть эффективная доля подрядчика в «Петромире» – 50%. Бенефициар второй половины – Оружев, говорит близкий к «Петромиру» источник. Разыскать вчера Оружева «Ведомостям» не удалось.

«У нас действительно есть инвестиции в ООО «Петромир», – подтверждает предправления «Стройтрансгаза» Александр Рязанов. – Но мы не участвуем в управлении [фирмой]». Когда появился этот актив, Рязанов не знает, а «инвестиции» в «Петромир» оценивает в $200 млн. Но сейчас задача «Стройтрансгаза» – вернуть вложения, добавляет он: «С одной стороны, там огромные запасы, если они подтвердятся. Но месторождение далеко от инфраструктуры <...> Только для очень крупных компаний это может быть интересно». Потенциальные покупатели есть, говорит Рязанов, но не называет их.

Представители Тимченко не сказали, когда он узнал об этом активе, и говорить о планах продажи отказались.

А из официальных источников выходит, что долю в «Петромире» «Стройтрансгаз» приобрел довольно давно: Jumar & Co стала акционером Petromir UK в начале 2005 г., в «дочках» «Стройтрансгаза» она числится с III квартала 2005 г., а Тимченко, по словам его представителей, покупал акции подрядчика на рубеже 2007–2008 гг.

Зато в 2005 г. основным акционером «Стройтрансгаза» была группа «Газпром», монополии как раз и приписывали интерес к Ангаро-Ленскому. Именно бывшие руководители «Газпрома» помогли Карпову в 1999 г. купить лицензию, рассказывал три года назад бывший топ-менеджер компании.

Интересен ли участок «Газпрому» сейчас, его представитель не говорит. А Тимченко недавно продал «Новатэку» похожий актив за $650 млн: 51% «Ямал СПГ» с лицензией на Южно-Тамбейское месторождение (1,256 трлн куб. м газа С1 + С2), оно тоже далеко от инфраструктуры – на неосвоенном полуострове Ямал.

Но в числе претендентов на «Петромир» «Новатэка» нет, уверяет близкий к «Стройтрансгазу» источник. Хотя та сумма, которую хочет выручить подрядчик, относительно невелика – $200–300 млн, добавляет он: это вложенные инвестиции плюс «небольшой» доход.

Вряд ли в ближайшие несколько лет «Стройтрансгаз» вернет эти деньги, думает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров: «Только из экономических соображений Ангаро-Ленское сейчас мало кому интересно, особенно с учетом кризиса: далеко от инфраструктуры, с сомнительным региональным спросом и недоразведанными запасами».