Другой порядок

Потери от вложений заставили клиентов перечитать договоры с управляющими и внимательнее изучить их отчеты. Один из них оспаривает законность инвестирования, поэтому требует от «Тройки диалог» возврата денег с процентами за пользование

«Тройка диалог»

управляющая компания из одноименной группы. Финансовые показатели группы (МСФО за год, закончившийся 30 сентября 2008 г.): активы – $5,5 млрд, капитал – $558 млрд, прибыль – $10 млн.

Наталья Комарова в апреле 2008 г. доверила «Тройке диалог» почти 9,4 млн руб., а в ноябре узнала, что ее активы обесценились в 10 раз. Теперь она оспаривает законность инвестирования в бумаги офшорного фонда и требует вернуть все деньги с процентами за пользование – всего около 11 млн руб.

Иск Комаровой к ЗАО «УК «Тройка диалог» «о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением управляющим своих обязательств <...> связанных с приобретением ценных бумаг Troika Russia Fund» (TRF) на Каймановых островах, слушается в Пресненском райсуде Москвы. При заключении договора персональный менеджер заверял Комарову, что ее деньги «будут инвестированы в акции российских эмитентов первого эшелона («голубые фишки») и ценные бумаги, которые будут котироваться на Лондонской бирже», сказано в иске.

В ноябре 2008 г. она получила сразу два уведомления о снижении стоимости активов – более чем на 20% и на 50%. Управляющий отчитывался: 28 апреля 2008 г. была совершена покупка бумаг Project TRF_EURO, выпущенных «Джи Пи Морган», основание – подписка на паи. Но уже 25 мая 2009 г. «Тройка» исправила эмитента бумаг – им оказался офшорный фонд Troika Russia Fund Inc.

«Тройка диалог» в мае 2006 г. объявила «об успешном запуске хеджевого фонда Troika Russia Fund» с активами свыше $40 млн (год назад – около $70 млн). В пресс-релизе было сказано, что он будет «специализироваться на операциях с акциями и производными от акций инструментами» компаний из России и СНГ, «нацелен на получение большей части дохода» на растущем рынке и «минимизации потерь» на падающем и «рассчитан на зарубежных инвесторов». «К фонду стали проявлять большой интерес и некоторые особенно продвинутые российские инвесторы», – объясняют теперь в пресс-службе компании.

«Офшорные фонды есть практически у всех, – говорит управляющий партнер УК «Третий Рим» Андрей Мовчан, ранее возглавлявший «Ренессанс управление инвестициями». – Но я не встречал такого, чтобы средства по оншорному рублевому договору в рамках русской лицензии инвестировались в иностранные офшорные ценные бумаги». Комарова утверждает, что «Тройка» нарушила порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, утвержденный ФСФР и запрещающий приобретать паи и акции инвестфондов, управляющей компанией которых является доверительный управляющий или его аффилированные лица. В официальном списке аффилированных лиц ЗАО «УК «Тройка диалог» фонда с Каймановых островов нет. Но у Комаровой другие аргументы: УК «Тройка диалог» и TRF – часть группы компаний «Тройка диалог», управляющей компанией TRF является кипрская TDAM, а председатель совета директоров УК «Тройка диалог» Павел Теплухин является председателем и исполнительным директором TDAM. Комарова, Теплухин и «Тройка диалог» отказались от комментариев по существу. Так же поступили и в ФСФР, куда Комарова обращалась с запросами.

Впрочем, возможно, что для Комаровой не приобретались бумаги TRF. В декабре Комаровой прислали помесячную (с 30 апреля по 31 октября 2008 г.) структуру активов не Troika Russia Fund Inc, а Troika Russia Fund L.P. с логотипом JPMorgan. У компаний один адрес, они «работают совместно как интегрированная структура» и образуют партнерство TRF, но у TRF Inc бумаги торгуются на Ирландской бирже, а у TRF L.P. – нет.

Доверительный управляющий вправе приобретать бумаги иностранных эмитентов, только если они допущены к обращению на территории РФ либо прошли листинг на фондовых биржах в странах, с регуляторами которых у ФСФР есть соглашения о взаимодействии. Указанный в отчетах «Тройки» код ценной бумаги (EFOGSP) не совпал с кодами у бумаг TRF Inc, которые со ссылкой на международную базу предоставило национальное нумерующее агентство – НДЦ. С коллегами из Ирландии у ФСФР не подписан меморандум. И ни один из используемых управляющим депозитариев (ИК «Тройка диалог», «Первый специализированный депозитарий» и спецдепозитарий «Инфинитум») не признался Комаровой в учете прав на бумаги фонда TRF в ответ на ее запросы.

Правовые основания для иска у Комаровой есть, но надо доказать, что убытки возникли именно в результате нарушения положений приказа ФСФР или условий договора, говорит партнер адвокатского бюро «Эдас» Илья Лифшиц. «Насколько возникшие убытки стали следствием ненадлежащего качества услуги на фоне падения фондовых индексов и ценных бумаг – предмет отдельного исследования и доказывания», – отмечает Лифшиц.

«90% падения (стоимости активов Комаровой. – «Ведомости») указывает на то, что принятые риски в фонде были существенно выше, чем на рынке акций», – говорит Мовчан. В мае – ноябре 2008 г. котировки долларовых акций TRF Inc (динамика помесячная, в евро – отозваны с биржи) на Irish Stock Exchange, по данным Bloomberg, упали почти в 6 раз. Индексы РТС и MSСI Russia – в 3,2 раза. Но в пресс-службе «Тройки диалог» заявляют о «полной необоснованности претензий г-жи Комаровой», которая «расстроена финансовыми результатами своей инвестиции» и «стремится компенсировать свои потери за счет управляющей компании, придумывая самые невероятные аргументы».