Сцена без балкона

Исполнение оперы заезжими артистами вчистую победило отечественную оперную премьеру, но за отчизну постоял творец «Бременских музыкантов»

Когда мы будем загибать пальцы, вспоминая самые удачные музыкальные события сезона, «Ромео и Джульетта» точно окажутся в первом кулаке. Вы слышали когда-нибудь о дирижере Бенжамене Пьоннье? Незнакомый молодой француз вышел на сцену, держась застенчивым увальнем, и последующие пять актов оперы Гуно ничем не напоминал о себе. Однако почему-то оркестр «Новая Россия» нигде не расходился с певцами, все ансамбли шли стройно, а дыхание оперы было столь естественным, как будто все складывалось само собой, и забот о координации целого ни с чьей стороны зрителю показано не было.

Длиннющую оперу Гуно чуть сократили, и все равно осталось четыре часа (с двумя антрактами) первостатейной музыки высокой породы, которая требовала соответствующего исполнения. Звездой вечера оказалась 25-летняя мексиканка Мария Алехандрес, певица с отличной выучкой, крупным, но гибким голосом и богатой эмоциональной природой. Уже на первый ее беззаботный вальс переполненный Зал Чайковского откликнулся овацией, а чем более тяжкие испытания продолжали выпадать Джульетте, тем заразительнее пела солистка. Бывают артисты, чье присутствие заменяет целый театр с декорациями, и таких в этот вечер нам предстало как минимум двое. Ромео пел 28-летний американец Стивен Костелло, обладатель сильного и гибкого лирического тенора, певец со вкусом и темпераментом. Гуно написал этой паре по дуэту в каждом акте, каждый новый вдохновеннее предыдущего. Импульсивная латиноамериканка и капризный, инфантильный северянин играли скорее притяжение противоположностей, чем любовное слияние без остатка. Пара смотрелась еще современнее, чем некогда модернизированные Ромео и Джульетта из «Вестсайдской истории». Вот она, классическая опера – сегодняшнее искусство молодых людей, красивых, амбициозных и талантливых. Помимо главных героев я бы отнес к ним таких певцов, как баритон Жан-Люк Баллестра (он пел Меркуцио), бас Николай Диденко (брат Лоран), меццо-сопрано Светлана Шилова (Кормилица). Не все остальные пели на том же уровне, но в целом публика повалила домой в приподнятом настроении, и я в том числе, стараясь не вспоминать о том, что после премьеры «Севильского цирюльника» в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко хотелось застрелиться.

В новой работе театра на Большой Дмитровке нет никаких фатальных просчетов: просто, похоже, никто из участников ею не увлекся. Сколько мы уже видели итальянских опер, ностальгически пересаженных в атмосферу «Амаркорда», посчитать нельзя, и ничего очаровательного режиссер Александр Титель и художник Владимир Арефьев не сочинили, хотя насыпали кучу снега и выкатили целую коллекцию антикварных мотороллеров. Усталая режиссура, усталый оркестр под управлением Вольфа Горелика, тотальная усталость вместо заразительного веселья. Целое настолько не клеилось, что пропали и усилия солистов, некоторые из которых, как тенор Алексей Кудря или баритон Арсен Согомонян, вполне могли бы справляться с музыкой Россини.

К сожалению, «Ромео и Джульетта» больше не повторятся, а вот «Севильский» будет идти, пытаясь собирать кассу, подобно тому, как идет он, столь же бледно поставленный и исполняемый, еще в двух московских театрах.

Юбилейный концерт, посвященный 75-летию композитора Геннадия Гладкова, с участием Михаила Боярского и артистов эстрады содержал маленькую сенсацию: им дирижировал Владимир Юровский. Удивляться не приходится: худрук Глайндборнского фестиваля вырос в СССР и слышал, как и все, «Бременских музыкантов». Играли и пели музыку из балетов, фильмов, спектаклей – доброкачественную, броскую, хорошо сделанную. Изумительно звучал хор Тевлина, знавший всего «Свифта» наизусть. Оркестр Московской филармонии играл напористо и слегка крикливо, и все же наш ответ композиторам Голливуда прозвучал довольно твердо.