Дорогой ebook

Прокуратура штата Коннектикут изучает цены на электронные книги. Их издатели и производители устройств для чтения электронных книг (ридеров), возможно, действуют согласованно

Генпрокурор Коннектикута Ричард Блументал подготовил предварительные материалы о ценовых соглашениях между ведущими американскими книгоиздателями и двумя крупнейшими производителями ридеров – Apple и Amazon. Соглашения этих компаний с издателями ограничивают возможности конкурентов, готовых предлагать более дешевые электронные издания, предполагает Блументал.

Эти соглашения предусматривают «агентскую модель ценообразования», когда издатели устанавливают собственные розничные цены на электронные книги. Так сделали пять ведущих издателей США по просьбе Apple в начале 2010 г., накануне выпуска этой компанией планшетного ПК iPad, который можно использовать как устройство для чтения книг. Агентская модель, как правило, означает для потребителей повышение цен на книги – многие новые издания обходятся в $13–15. А поскольку издатели устанавливают цены сами, то на всех сайтах, где продаются книги, их цены одинаковы.

Федеральная комиссия по торговле (FTC) и минюст США уже ведут независимые расследования в отношении Apple, в частности касающиеся ее продаж музыки и приложений для мобильных устройств. Расследование минюста касается и отношений Apple, а также Amazon с книгоиздателями, утверждает информированный источник. В FTC, минюсте и Apple отказались комментировать ситуацию, так же поступили представители опрошенных WSJ книгоиздателей. А Amazon заявила, что выступает против агентской модели: снижение цен должно стать ключевым фактором в развитии рынка электронных изданий.

Единственным крупным издателем, не принявшим пока агентской модели, остается Random House, принадлежащая Bertelsmann. Она по-прежнему использует оптовую модель, когда розничные торговцы устанавливают цены сами. В результате и у Amazon, и у Barnes & Noble многие новые издания Random House можно купить за $9,99, хотя магазины терпят убытки.