Очередное дешевое кино о паранормальных явлениях

«Последнее изгнание дьявола» (The Last Exorcism) – еще одна история про паранормальные явления, притворившаяся документальной. Главная магия тут, как обычно, в кассе

Демоны работают хорошо, а главное, дешево. Вложил $1,8 млн, получил $20 млн в первый уикенд проката, это ли не чудеса зрительской веры.

Казалось бы, сколько можно одинаковые фокусы показывать. Была «Ведьма из Блэр», были «Монстро» и «Репортаж», было «Паранормальное явление». У всех один и тот же принцип «кассеты, найденной в кустах»: оператор не выжил, а на пленке все трясется, толком мало что можно разобрать, но матушки святы! Вуду! Таинственные знаки! Чудовище топчет небоскреб! Сатанисты лютуют! Бесы ухают и хрюкают! Половицы скрипят! Падеж скота!

Публика каждый раз впечатляется так, что остается лишь гадать, почему все фильмы не снимают теперь столь замечательным образом. Прибыли огромные, затраты смешные. Вспоминается роман Терри Пратчетта «Движущиеся картинки» – фантастическая история раннего Голливуда. Там внутри кинокамер сидели маленькие демоны и быстро-быстро рисовали все, что видели в окошечко объектива, – так и получалось кино. Денег демоны не просили вовсе, рисовали за еду. Вот так и авторы разнообразных «паранормальных явлений» тратятся только на корм съемочной группы. А демоническая сила, засевшая в обычной видеокамере, тянет народ в кинотеатры как будто пылесосом.

В отличие от недавнего бессмысленного «Паранормального явления» «Последний экзорцизм» – скорее удачный образец этого специфического поджанра. Во-первых, он притворяется не любительской съемкой (что обычно очень скучно), а нормальным документальным фильмом. Поэтому и действие смонтировано пободрее, и камера не так бесновата, и в любой момент понятно, кто и зачем эту камеру держит. Во-вторых, сценаристы, продюсер Элай Рот и режиссер Даниэль Штамм грамотно придумали структуру и детали.

Сначала нам рассказывают ироничную историю про бизнес на суевериях. Бойкий священник, надрессировавший паству как массовку на телешоу, цинично исповедуется документалистам. Он потомственный экзорцист, но давно считает это дело обычной психотерапевтической процедурой с рукодельными спецэффектами, позаимствованными из знаменитого «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина. У преподобного Коттона Маркуса есть масса компактных устройств для имитации воя демонов, дыма из распятия и упражнений с мебелью в духе «Мойдодыра». Боже, боже, что случилось? Отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом? Все это, правда, Маркусу поднадоело, он собирается завязать, но напоследок устраивает перед камерой еще один сеанс. Письмо позвало в дорогу, вся компания едет на ферму в Луизиане, где – ну да, падеж скота: ночами его режет 16-летняя фермерская дочь, в которую вселилось нечто. Когда фиктивный экзорцизм не помогает, встревоженный Маркус советует обратиться к доктору, но в итоге ему таки приходится обратиться к вере. То есть почти до самого финала нам предлагается довольно скептический взгляд на происходящее, а потом выясняется, что это история про человека, который думал, что знает, как жить, и вдруг понял, ради чего стоит умереть. Жаль, что в следующий момент авторы фильма внезапно и необъяснимо теряют ум, честь и совесть.