Статья опубликована в № 2767 от 11.01.2011 под заголовком: Опять удвоение

Опять удвоение

Инновационный рывок России может обеспечить инновационный человек, инновационный бизнес и инновационное государство. Пока ни первого, ни второго, ни третьего в стране чиновники Минэкономразвития почти не замечают

Инновационный рывок российской экономики возможен только при удвоении доли высокотехнологичного сектора в ВВП (до 17–20% ВВП к 2020 г.) и всех затрат на исследования и разработки (до 2,4% ВВП), говорится в проекте стратегии инновационного развития Минэкономразвития («Инновационная Россия – 2020»). В январе проект будет согласовываться ведомствами, говорит замминистра экономразвития Андрей Клепач, после доработки он ляжет в основу госпрограммы.

Иннорепрессии

Формирование экономики лидерства и инноваций – единственный способ достичь поставленных амбициозных целей: обеспечить высокий уровень жизни населения, а за страной закрепить роль глобального лидера, пишут чиновники министерства. Пока же Россию трудно назвать передовиком инновационного прорыва: правительство уже принимало стратегию развития науки и техники страны до 2015 г., но достигнуто меньше трети от запланированных показателей.

Остается низким спрос на инновации, который к тому же имеет неэффективную структуру: перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Баланс платежей за технологии был положительным в 2000 г. ($20 млн), а в 2009 г. составил минус $1000,8 млн. Страны – лидеры в области инноваций за то же время увеличили профицит технологического баланса: США – в 1,5 раза, Великобритания – в 1,9 раза, а Япония – в 2,5 раза. В кризис десятки миллиардов долларов были вложены в развитие медицины, биотехнологий, альтернативной энергетики, атомной отрасли, информтехнологий. Столь мощные финансовые вливания могут на 3–5 лет приблизить смену технологического уклада, указано в документе. Российское же государственное регулирование пока характеризуется скорее враждебностью по отношению к бизнесу, пишут чиновники Минэкономразвития, а налоговое и таможенное администрирование носит репрессивный характер. Государственная власть не инновационна и не достигла значимых успехов в создании инновационного климата, резюмируют они.

Частный бизнес отвечает государству взаимностью: в 2009 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляло 9,4% от общего числа предприятий. В Германии таких почти 70%, в Ирландии – 57%, в Бельгии – 60%, в Эстонии – 55%. Только три российские компании входят в мировую тысячу компаний – лидеров по исследованиям и разработкам: «Газпром» (108-е место по абсолютному объему затрат, их доля в выручке – 0,6%), «АвтоВАЗ» (758-е место, 0,8%) и «Ситроникс» (868-е место, 2,6%), указано в проекте стратегии.

Инночеловек

В стратегии пять ключевых задач. Для инновационной экономики нужен инновационный человек, говорится в документе: тот, кто ориентирован на создание инноваций и их внедрение во все сферы общественной жизни. И первая задача – изменить людей, повысить их восприимчивость к инновациям, расширить класс инновационных предпринимателей, создать в обществе атмосферу терпимости к риску.

Резкое, кратное повышение инновационной активности бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний – задача № 2. Бизнес должен воспринимать инновации не как хобби и не как обязанность перед государством, а как жизненно важную модель поведения, тогда вырастет производительность труда и модернизируется промышленность.

Третья задача – повышение инновационности государства. Формирование сбалансированного сектора исследований и повышение открытости национальной инновационной системы – четвертая и пятая задачи.

По словам Клепача, главное – сосредоточиться на определенных направлениях, например авиастроении, космосе, композитных материалах и ядерных технологиях.

Начинать реализовывать стратегию нужно в этом году, говорит Клепач. В ближайшие два года должны быть созданы условия для инноваций, считает Клепач: существенно увеличены расходы на НИОКР и частно-государственное партнерство, разработаны технологические программы для госкомпаний и введены дополнительные налоговые стимулы. В Минэкономразвития обсуждаются налоговые каникулы для компаний, которые открывают инновационный бизнес, говорит другой чиновник министерства, и расширение действия льготы по страховым взносам.

Новое предложение от министерства – создать институт грантовой поддержки инновационной деятельности. Им может стать Российский фонд технологического развития (РФТР), говорится в проекте. Фонд будет давать средним и крупным предприятиям не только гранты, но и беспроцентные займы на 3–5 лет под проектную документацию, создание серийного производства и запуск продаж. По предложению министерства в 2012 г. РФТР должен будет распределять 10 млрд, а в 2020 г. – 50 млрд руб. Сегодня этот фонд практически не работает из-за формального несоответствия бюджетному законодательству, объясняет сотрудник аппарата правительства. «Реинкарнация РФТР – спорная новация», – считает сотрудник Минфина.

Инновертикаль

Контролировать исполнение стратегии будет президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию, а в министерствах и ведомствах должны создать новые подразделения, отвечающие за инновационное развитие своей сферы. Минэкономразвития станет главным ответственным за коммерциализацию результатов научной деятельности. Главный инструмент министерства, говорится в проекте стратегии, – функционирование инновационного лифта: сети государственных институтов развития, поддерживающих инновационные проекты.

Статус наукоградов Минэкономразвития предлагает пересмотреть и давать его не просто высококлассному научному учреждению, а с высоким уровнем коммерциализации разработок.

Будет ли действовать стратегия Минэкономразвития, не известно, говорит замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев: «Но хорошо уже то, что она широко обсуждается: это может привести к консолидации элит в вопросе инновационного развития». Из проекта видно, что правительство усвоило: универсальная инновационная политика не совсем эффективна, она должна настраиваться на особенности развития новых индустрий и рынков, продолжает Симачев, этому будет способствовать развитие технологических платформ.

Главное для инновационной экономики – конкурентная среда, ее создание должно быть главным элементом стратегии, говорит партнер ФБК Игорь Николаев, пока же главный враг конкуренции – государство: 60% дел о нарушении конкурентного законодательства возбуждено в отношении органов власти.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать