Доходное место: Бизнес из хобби

Собственный детский центр – идея сколь притягательная, столь и обременительная.
SHC.HU

Тем не менее находятся энтузиасты, готовые «сбивать лапками молоко в сметану», как известная лягушка в кувшине. Усилия не пропадают даром: бизнес приносит 10–30% годовых. Но требует постоянного присутствия, креативности и хорошего настроения.

Посвятить жизнь

«Создатели детских центров подходят к проекту как к способу самовыражения, а не как к бизнесу», – считает Иван, планирующий создавать сеть детских клубов и детских продуктов под единым брендом.

«Я творческий человек. И для меня это не коммерческий проект, скорее идеологический, – рассказывает про свой центр «Чудо жизни» руководитель и владелица Светлана Гончаренко-Трунова. – 10 лет назад родилась идея семейного центра, я нашла помещение в аренду, привлекла интересных педагогов с авторскими программами для будущих мам и детей. Это семейный клуб, а не просто набор кружков».

«Я не представляю свою жизнь без детей, – делится Лилия Гезалова, гендиректор центра «Улыбка» в Новопеределкине. – Я пробовала работать в другой сфере, но не смогла».

Идея семейного центра по своей сути социальная и приятная, это не нефть из скважины качать. Часто клубы открывают педагоги, психологи, т. е. люди, которые любят детей, свою профессию и хотят посвятить этому жизнь. В результате появляется прекрасный семейный центр, но экономически не очень-то устойчивый. Множество таких предприятий закрылось, не выдержав тягот дорогой аренды, недостаточного количества детей и т. д. Хотя есть и исключения.

«Первый центр мы открыли восемь лет назад на Профсоюзной. Родились свои дети, и встал вопрос, куда их водить, где развивать. И решили сами создать такой клуб, – рассказывает Татьяна Карева, гендиректор сети детских развивающих центров «Сема». – Вложили с партнером Антоном Шатровым свои деньги и открыли первого «Сему». Сегодня в сети около 180 центров в 80 городах России.

Спрос на услуги для детей есть, и значительный. «Мы провели опрос среди жителей нашего мини-полиса в Строгине по поводу желаемой инфраструктуры. На первые места вышла инфраструктура для детей», – рассказывает Ольга Володина, руководитель проекта «Мини-полис» «Сити – XXI век».

Огромные очереди в детские сады в Москве тоже работают на владельцев детских центров.

Большой вопрос

Самое главное для успешности детского центра – правильный location. В данном случае это новые районы массовой застройки. В этих районах много квартир, много семей с детьми, мало детских садов. «В старых районах мы вообще не открываемся – это бессмысленно», – говорит Татьяна Карева. Детскому центру нужна высокая плотность застройки.

Хотя есть и иные примеры. Так, «Улыбка» в Новопеределкине ориентируется не только на соседние новые многоэтажки, но и на коттеджные поселки в округе, рассказывает Лилия Гезалова. «Дети из закрытых поселков часто не умеют общаться со сверстниками. Поначалу можно услышать: «Это моя горка!» Потом, конечно, все со всеми начинают дружить», – вспоминает она.

Самая большая головная боль всех владельцев детских центров – дорогая аренда. Семейные клубы – сфера услуг, и не самых дорогих, а помещения владельцы вынуждены снимать по коммерческим расценкам.

«Наверное, есть муниципальные помещения под детские центры, которые администрация кому-то дает бесплатно. Но кому? Нам их ни разу не предложили, – негодует Татьяна, руководитель детского центра, который работает уже семь лет. – Зато нашим конкурентам помещения достались бесплатно, поскольку у их руководителя родственник работает в местной администрации».

Стоимость аренды в Москве зависит от множества факторов, в среднем – 1000–1400 руб. за 1 кв. м в год. Если ставки выше этого уровня, детскому центру трудно быть ликвидным. «Улыбка» снимает помещение в 120 кв. м за 80 000 руб. в месяц, но это Новопеределкино.

Оптимальная площадь детского центра – 100–120 кв. м, или 2–3 комнаты, где параллельно проводятся занятия по интеллектуальному, творческому развитию и ведет прием логопед/психолог.

«Хорошо, конечно, если найдется помещение на первой линии домов, но это не обязательно. Специфика бизнеса такова, что информация о центрах расходится по сарафанному радио. Экономя деньги партнеров, мы предлагаем им искать помещение на второй линии домов», – говорит Татьяна Карева. Помещение должно быть на 1-м этаже с отдельным входом.

«Наш центр «Чудо жизни» участвует во всех городских и районных праздниках и конкурсах, – продолжает Светлана Гончаренко-Трунова. – В управе нас знают и любят. Но это никак не сказывается на размере арендной платы за помещение. Мы же фактически поддерживаем правительственные демографические программы. Я считаю, что детским центрам государство должно помогать».

В мини-полисе «Строгинский» детскому центру «Садко» помог сам застройщик. Компания «Сити – XXI век» предоставила «беспрецедентные скидки» на помещения для центра, отмечает Ольга Володина.

Формула успеха

Опыт первого «Семы» на Профсоюзной оказался удачен. За пять лет появилось 14 центров по всей Москве. Спрос на услуги развивающих программ столь велик, что Татьяна Карева и Антон Шатров решили развивать бизнес по франшизе. «В 2007 г. мы начали продавать франшизу, и первый наш партнер оказался во Владивостоке. Поскольку ездить контролировать работу клуба было нереально, мне пришлось отрабатывать технологию дистанционного управления. Благодаря этому мы можем достаточно оперативно запускать новые центры по России. За первый год по франшизе открылось около 40 «Сем», за следующий год – еще примерно 50». Сотрудники сети дистанционно проводят консультации для партнеров, обучение персонала, устраивают вебинары, онлайн-конференции.

Франчайзи вносит первоначальный взнос в размере 70 000 руб., оплачивая бронирование района, консультации, обучение сотрудников, методики и т. д. После стартапа франчайзи выплачивает ежемесячно 5000 руб. франчайзеру. «В регионах мы пересматриваем размер роялти», – добавляет Татьяна Карева.

Не всех устраивает бизнес по франшизе. «Мы посмотрели многие центры, в том числе сети, когда выбирали оператора для нашего детского центра в Строгине. Но не стали привлекать крупные сетевые организации. Франшиза не позволяет удерживать качество, поскольку франчайзер ориентирован скорее на массовый продукт, чем на индивидуальный подход», – считает Ольга Володина из «Сити – XXI век».

Но для Татьяны Каревой и Антона Шатрова их бизнес-модель оказалась успешной. По Словам Каревой, чистая прибыль детского центра может составлять до 300 000 руб. в месяц.

У Светланы Гончаренко-Труновой иной взгляд. «Только в 2008 г. мы вышли на какой-то понятный доход, но как раз разразился кризис, и многие детские центры оказались в тяжелой финансовой ситуации. И до сих пор эта сфера не восстановилась», – сожалеет она.

Центр «Улыбка» первый раз открылся 1 сентября 2009 г., просуществовал почти год, но все-таки закрылся. Второе открытие, уже с новыми собственниками, произошло в январе 2011 г. Следующий центр планируют открыть этой весной.

Ребенко-занятия

Цена за занятие значительно разнится в детских центрах. В «Семе» стоимость одного занятия на 40 минут находится на уровне 300 руб., говорит Татьяна Карева. В центре «Улыбка» стоимость абонемента на месяц (два занятия в неделю) – 2500 руб. В среднем по Москве разброс цен составляет 300–450 руб. за занятие.

Максимальная загруженность 100-метрового центра – 144 человеко-занятия. Этот странный термин означает, что 12 занятий в день (6 утренних и 6 вечерних) в двух комнатах могут посетить 144 ребенка. Поскольку, как правило, один ребенок ходит на несколько разных курсов, говорят «человеко-занятие».

Средний уровень загрузки в «Семах» достигает 70–80% от максимального числа. Чтобы центр вышел на запланированный уровень прибыли, в него должно ходить около 150–200 детей в месяц, утверждает Лилия Гезалова.

За первые 2–3 года работы центра формируется 800-тысячная клиентская база. «На открытие приходит 150–200 человек, – рассказывает Татьяна Карева. – Уже в первый месяц доход клуба позволяет окупить аренду и зарплату педагогов. Вложения окупаются на 6–12-й месяц. Если центр открылся перед началом учебного года, инвестиции возвращаются, конечно, быстрее».

На открытие требуется около 360 000–400 000 руб., сюда входят стоимость аренды за месяц, оборудование, реклама. Фонд оплаты труда специалистов – примерно 160 000–200 000 руб. в месяц. Усложнило работу детских центров увеличение с 2011 г. объема страховых выплат до 34%.

Самое больше напряжение владельцев детских клубов вызывает лето. «Бизнес сезонный, летом притока денег почти нет, а аренду выплачивать приходится», – говорит Татьяна Карева. Летом предлагаются программы по адаптации детей к детскому саду, курсы подготовки к школе и т. д.

Основные же статьи дохода во всех детских центрах – программы интеллектуального и творческого развития, организация и проведение праздников и организация кратковременного (1–3 часа) пребывания детей. Дополнительный источник – детский сад.

Сеть «Сема» нашла еще один дописточник – развивающие игрушки «Вундеркинд». Фундамент центра «Чудо жизни» – курсы для беременных, из которых выросла идея семейного центра.

В результате детские центры, требующие большой занятости и личной вовлеченности, приносят своим владельцам в общем-то небольшую прибыль – 100 000–300 000 руб. в месяц.

Детские центры – своеобразный бизнес, который требует постоянной активности и креативности от владельца и управляющего. Неудивительно, что открывают детские центры люди увлеченные и позитивные. «В любом случае я рада, что у меня была возможность создать такой проект, была возможность для реализации творческих идей и помощи родителям и детям», – говорит Светлана Гончаренко-Трунова.

«Мы не планировали и не планируем продавать свой бизнес», – добавляет Татьяна Карева. Он им для этого слишком нравится.