Суть дела: Есть другая экосистема

Традиционно именно благотворительные организации были единственно доступным источником адресной помощи. Однако в последнее время появился еще один перспективный подход, активно развивающийся в России, – социальное предпринимательство.

«Наше  будущее»

Фонд региональных социальных программ.. Учредитель – крупнейший акционер и президент ОАО «Лукойл» Вагит Алекперов. Расходы на целевые мероприятия (2009 г.) – 46,25 млн руб.

Социальный предприниматель ставит перед собой задачу разрешить или смягчить существующие в обществе проблемы, а не получить максимальную прибыль. Если благотворительность объективно ограничена в ресурсах, времени и пространстве, то социальное предпринимательство изначально предполагает масштабируемость и тиражируемость.

Поддержку инициативам социальных инноваторов на протяжении последних трех лет оказывает фонд «Наше будущее», организованный по инициативе Вагита Алекперова. С 2008 г. фондом проводится региональный конкурс проектов в сфере социального предпринимательства. За это время в нем приняли участие более 200 проектов из 21 региона. Показателен пример «Школы фермеров» – инициативы пермского предпринимателя Вячеслава Горелова. Он поставил задачу создать институт подготовки сельских предпринимателей из выпускников детских домов Перми, привлекая их к работе на селе и воспитывая в их среде самостоятельных молодых фермеров, способных вести доходный бизнес.

Этот и другие примеры доказывают, что именно социальные предприятия могут сформировать точки роста новой социальной экосистемы, ориентированной на достижение качественно иного уровня жизни всех слоев российского общества.

Наиболее значимые препятствия на этом пути – отсутствие соответствующей нормативной базы и законодательного закрепления понятия «социальное предпринимательство», а также государственной поддержки проектов на начальном этапе. Сегодня социальные предприятия функционируют в одном правовом поле с традиционным бизнесом. Однако социальная нагрузка, которую они несут, должна учитываться при регулировании их деятельности. Речь, в данном случае, идет не только и не столько о создании некоего особого режима для этого вида бизнеса. Законодательное закрепление особого статуса социального предпринимательства должно сделать доступной государственную поддержку этой сферы деятельности. Оптимальной формой содействия росту социальных инициатив со стороны федерального центра была бы соответствующая государственная целевая программа. Она резко увеличила бы число социальных предприятий в регионах, где пробелы в социальном обеспечении наиболее заметны.

Сегодня в России – чуть менее 7 тысяч предприятий социальной направленности, но лишь небольшая доля из них идентифицирует себя как социальные предприятия. Во многом такое положение вещей стало следствием элементарного недостатка информации. Первоочередная задача поэтому –  сформировать широкую поддержку социального предпринимательства среди населения и органов власти.