Статья опубликована в № 2841 от 27.04.2011 под заголовком: За знаниями – в социальные сети

Россию ждет бурный рост спроса на интернет-обучение через социальные сети

На интернет-обучение в России приходится не более 15% общего рынка корпоративного образования и еще меньше – высшего профессионального. Но мы стоим на пороге всплеска интереса к интернет-обучению через социальные сети и мультимедийные курсы, где учебный процесс будет выстроен индивидуально для каждого студента

Достоинства дистанционного образования очевидны. По данным консалтинговой компании Cedar Group, стоимость услуги дистанционного обучения дешевле прочих форм образования на 32–45%, время обучения меньше на 35–45%, а скорость запоминания учебного материала выше на 15–25%. Если прибавить к этому 2 млн специалистов, которым нужно ежегодно менять профиль работы вследствие закрытия или перепрофилирования предприятий, миграции и других причин, по оценкам Федеральной службы по труду и занятости, то дистанционное обучение с помощью интернет-технологий давно должно было стать в России очень популярно.

Но пока его темпы развития у нас несопоставимы с западными. Россия среди 75 наиболее развитых стран находится на 71-м месте по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании (доступ и использование новых технологий), по данным исследования Всемирного экономического форума. В рейтинге готовности стран к электронному обучению за три года (с 2003 по 2006 г.) она опустилась с 45-го на 52-е место, пропустив вперед такие государства, как Румыния, Колумбия, Перу, Таиланд. Эти цифры означают, что в начале нового тысячелетия Россия не готова к использованию технологий дистанционного обучения, делает вывод Александр Жариков, начальник отдела сопровождения внутреннего обучения НИИ управления знаниями МЭСИ.

Вузовская стагнация

В Европе распространение интернет-обучения стимулировалось Болонским процессом и проектом «Эразмус», по которому студенты разных стран могут участвовать в онлайн-семинарах, осваивать с помощью интернета любой курс зарубежного университета, одновременно обучаться по курсам нескольких вузов. Но идея глобализации образования очень быстро нашла сторонников и на других континентах. Так, 21 университет из Кореи, Сингапура, Англии, Шотландии, Австралии, Китая, США, Японии, объединившись, создали виртуальный университет U21Global.

Возможности новых технологий вызвали энтузиазм и в России, где под электронным обучением в вузах понимают перечень технологий, позволяющих привнести в учебный процесс мобильность и мультимедийность. Представьте себе, говорит Жариков, учебный портал, на котором учащемуся предоставлена подробная информация по изучаемой дисциплине. Слушатель видит, что завтра у него лекция по определенной главе, и прочитывает ее в электронном учебнике. Когда преподаватель приходит на занятие, система предоставляет подробную информацию о том, кто прочитал эту главу и когда. В рамках очной лекции преподаватель описывает спорные моменты, примеры по изучаемой теме и просит подготовить доклады к ближайшему семинару. Студенты заходят на портал, отмечают желаемые темы докладов, в рамках учебного форума обсуждают с преподавателем целесообразность выбранной темы. Остальная часть группы проходит промежуточное тестирование по пройденной теме. На момент начала семинара у преподавателя есть отчет по тестам и он может проанализировать, какие аспекты темы были плохо усвоены, после чего все начинается сначала. В технических вузах это может быть симулятор работы с ядерным реактором или же проектировщик 3D-моделей для развития пространственного мышления.

Для некоторых вузов все это уже не мечта. Число онлайн-слушателей Современной гуманитарной академии уже перевалило за 170 000. Разработал собственную систему электронного обучения на платформе Moodle МГУ. НИУ ВШЭ ввела систему «Антиплагиат». Но в целом с внедрением электронных технологий в вузах не все так просто.

«Надо разработать такие методики обучения и материалы, которые способны при самостоятельном изучении создать целостную картину предмета, – говорит Наталия Жеребенкова, PR-директор школы менеджмента ЛИНК, специализирующейся на очно-дистанционном обучении. – Для нынешних студентов интернет-поколения – информированных, но не эрудированных людей – сделать это бывает непросто, ведь курс должен людей образовывать, а не заваливать еще большим количеством информации. Еще важнее контролировать, как движется студент в своем обучении».

Пока наблюдается явная нехватка специалистов по интернет-обучению и преподавателей, способных работать в этом формате, считает Жариков. «Технологии интернет-обучения достигли такого уровня, что для их внедрения требуются высококвалифицированные специалисты по разработке методик, систем мотиваций и процессных моделей взаимодействия. Людей нет», – говорит он. К тому же по нашему законодательству высшее образование не может быть получено дистанционно, поэтому под понятием e-learning понимают сочетание очной и онлайновой форм обучения, так называемые blending learning, или e-learning mix.

Корпоративный рост

Основная идея корпоративной системы дистанционного обучения в том, чтобы развить необходимые навыки отдельно взятых сотрудников, не затрачивая на это много времени и денег. Пионерами в этом 6–7 лет назад стали банки, страховые и телекоммуникационные компании – те, кому нужно было обучить в сжатые сроки большое количество персонала для начала продажи нового продукта.

Основная целевая аудитория интернет-курсов в МТС до кризиса – сотрудники фронт-офиса, подтверждает Марина Деревлева, руководитель корпоративного университета компании. С кризисом компания расширила спектр интернет-курсов и аудиторию, на которую они рассчитаны, и в посткризисный период такой вид обучения по-прежнему востребован. Сегодня в МТС на дистанционные онлайн-курсы приходится уже больше половины всех реализованных обучающих программ.

Кризис стал звездным временем для интернет обучения – компании внимательно следили за своими административными расходами, в том числе командировочными тратами, что привело к развитию нового маркетингового инструмента – вебинаров, добавляет Алексей Пилипчук, технический директор компании-интегратора «Техносерв». Этот инструмент позволяет проводить обучающий семинар, к которому можно подключиться с любого компьютера в интернете, предварительно получив код доступа на сайте организатора.

Раньше курс был больше похож на продвинутую версию презентации в PowerPoint или, наоборот, на навороченную мультимедийную, но все же презентацию, отмечает Юлия Ужакина, управляющий партнер аналитической компании «Амплуа». Сейчас это действительно дельные курсы – с тестами, самопроверкой, оптимальные по длительности и насыщенности всякими виртуальными персонажами.

Технологии интернет-обучения стали привычным инструментом корпоративных учебных центров, до 40% крупных компаний их используют, а сами технологии постоянно развиваются, говорит Алексей Корольков, гендиректор компании Websoft, которая проводит ежегодный конкурс на лучший электронный курс. По итогам конкурса за 2010 г. обучающий курс «Введение в угольную промышленность» компании ДТЭК из Донецка признан наиболее эффективно использующим мультимедийные и интерактивные решения и принципы педагогического дизайна. Правда, не стоит забывать, что для корпоративных курсов важна не техническая продвинутость, а достижение поставленных компаниями целей при минимуме затрат, добавляет Корольков.

В МТС, чтобы эффективно использовать время, очный тренинг часто сопровождают небольшими вводными дистанционными программами, которые сотрудник может изучить самостоятельно. «Компания пробует сейчас и так называемые квант-курсы – 1–2-минутные презентации с максимально сконцентрированной практической информацией по конкретному вопросу, например о том, как подготовить презентацию или определить цели по методике S.M.A.R.T.», – рассказала Деревлева.

По оптимистичным оценкам, обучение составляет в России не более 15% от всего рынка корпоративного образования, т. е. максимум $150 млн, подсчитали в «Амплуа». Причина – очень небольшая стоимость услуг. Сейчас развернуть платформу, на которой можно базировать элементарные курсы для сотрудников, можно за несколько десятков тысяч рублей или вовсе арендовать, что еще дешевле. Разработка такого курса, если делать это силами компании, стоит покупки инструментария для его разработки, что тоже недорого, говорит Андрей Гусев, представитель компании «Астерос». Но рынок решений для интернет-обучения все равно растет на 15–20% в год, добавляет Корольков.

Сетевое будущее

В конце марта Андрей Морозов, преподаватель танцев из Москвы, разместил в «В контакте» и на youtube.com семиминутный видеоурок о топ-роке (top-rock). В youtube.com его посмотрели 2000 человек, в «В контакте» использовалась массовая рассылка через друзей и просмотров ожидается больше, но сколько, он не может оценить.

Постоянно растущая пользовательская активность в интернете вносит свои коррективы в развитие интернет-обучения, уверен Жариков. Сейчас все чаще встречаются решения на профессиональных корпоративных платформах (Microsoft Office SharePoint, Bitrix и др.), которые имеют больше возможностей. Именно из-за внедрения порталов в e-learning-сообществах поднялся вопрос об использовании SCORM-формата. Электронный курс в этом стандарте предоставляет колоссальные мультимедийные возможности, но разработка одного курса занимает длительный срок и по стоимости может доходить до 1,5 млн руб., отмечает он.

На wiki-среду, или свободное обучение в интернете, поставили создатели «Викиверситета», в котором идет речь о свободной генерации контента инициативной экспертной группой. Его русский раздел, http://ru.wikiversity.org, открылся в ноябре 2009 г., но пока там чуть больше 2100 статей. Для сравнения: Khan Academy (http:/www.khanacademy.org/) сейчас имеет более 2000 видеолекций.

«Пока мы пассивные пользователи интернета, но люди готовы к использованию социальных сетей для обучения – 37% пользователей интернета общаются в социальных сетях, – говорит Жеребенкова. – Если интернет-обучение сделать похожим на социальные сети, его развитие будет просто ошеломляющим».

Дистанционное обучение будет развиваться за счет более простых инструментов проведения обучения, мобильного доступа в сеть и распространения мобильных устройств с высоким разрешением видео-изображения (планшетов), уверен Корольков.

«В последнее время студенты активно используют в жизни различные гаджеты, – говорит методист Открытого университета Великобритании (партнер ЛИНК в России) Патриция Маккарти. – Если они им удобны, то почему бы учебному процессу не прийти к ним этим путем. Правда, перевести курс в онлайн-среду не так-то просто: каждая информационная площадка имеет свои особенности».

Будущее за мультимедийными обучающими системами, уверена Деревлева: «Пройдет не так много времени, и мы придем к открытым системам обучения, когда человек может пройти обучение с любого имеющегося у него коммуникационного устройства в нужное время». Причем курсы будут писать сами люди. Любое из подразделений МТС при поддержке специалистов корпоративного университета уже может создать и выложить в общий доступ обучающую интернет-программу или короткий подкаст, доступные всем сотрудникам.

Технологию определяет предмет изучения, считает Жеребенкова. Чему-то простому можно научить с помощью видеокурса. Для обучения менеджменту нужен комплекс взаимодополняющих учебных мероприятий: вебинары, электронные книги, ведение учебного дневника студента, групповая работа в виртуальной команде, письменные работы, тесты, уверена Жеребенкова.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать