Колыбель для ножки

Владелице компании «Ортомода» Галине Волковой удалось соединить несоединимое – создать изящные туфли на 10-сантиметровых шпильках с ортопедической начинкой. Ходить в них не уставая можно на 30% дольше, чем в обычных, рассчитали ортопеды. Но позиционирование бренда как возрастного и медицинского сужает покупательскую аудиторию
М.Стулов

Галина Волкова всегда занимала активную жизненную позицию: в 10 лет освоила швейную машинку, с детства увлекалась бальными танцами. Выучившись на «инженера-конструктора изделий из кожи», в 90-х вместе с отцом (он работал инженером на заводе) создала фирму «Альянс» в Нальчике. Занималась производством обуви: сама разрабатывала модели, сама обучала сапожников и, бывало, вместе с ними делала сапоги и туфли на верстаке. Чтобы начать дело, Галине хватило 50 000 руб. «Очень помогли родственники и знакомые – например, мой бывший преподаватель института, декан технологического факультета, узнав, что мне не хватает каблуков и колодок, прислал целый грузовик дефицитных комплектующих, не потребовав ничего взамен: отдашь, когда сможешь!» – вспоминает Волкова.

Формула каблука

Дело стало буксовать, когда в страну хлынул поток обуви из Турции и Китая. Чтобы сохранить успех, нужно было осваивать новую нишу, объясняет Волкова. И она решила уехать в Москву, оставив бизнес на семью. Поступила в аспирантуру, возглавила лабораторию в Академии легкой промышленности. Увлечение танцами и общение с танцорами привели ее в ортопедию: «У детей, занимающихся танцами, уже к 15 годам появляются деформации стоп». Она защитила диссертацию по танцевальной обуви с элементами ортопедии, в которой рассчитала идеальную форму и высоту каблука для танцевальных тренировок – 5–6 см, каблук расклешен книзу. Таким образом, у Волковой появилась новая задача: делать обувь, которая облегчит жизнь людям с плоскостопием, искривленными пальцами и прочими ортопедическими проблемами. Она пришла работать модельером-конструктором на Московскую ортопедическую фабрику (МОФ), возглавила там ателье.

В 2001 г. вместе с МОФ предпринимательница учредила компанию «Ортомода» (позже она выкупит ее долю и станет единственной владелицей). Сняла помещение под цех и салон на Краснобогатырской улице, наняла двух сапожников и бухгалтера. Сразу же стали развивать направление индивидуального пошива. В обувном производстве 60% ручного труда, а при индивидуальном пошиве его доля еще выше, поэтому многое зависит от человеческого фактора. Найти вменяемых, непьющих рабочих-обувщиков – задача почти нереальная, но Волковой это удалось. Создали медицинский отдел: в салоне начал вести прием врач-ортопед.

Первые деньги «Ортомода» заработала на госзаказе: департамент соцзащиты Москвы заказал компании партию обуви на 1,5 млн руб. Получить стратегического клиента помогла активность предпринимательницы: она участвовала в профессиональных конкурсах, преподавала. В 2002 г. приняла участие в выставке в Дюссельдорфе – представила коллекцию одежды и обуви для инвалидов. Кроме того, ее поддержал муж, врач по профессии, сотрудник одного из социальных ведомств.

Проверка на стойкость

Волкова вышла из академической среды, поэтому ее конек – научный подход к разработке обуви, убежден Андрей Чечеткин, исполнительный директор Союза дизайнеров Москвы. Она работала модельером в обувных компаниях, осуществляла технический надзор на производстве и накопила большой опыт, заложив базу для собственного бизнеса, говорит он. К примеру, Волкова разрабатывала модели для «Парижской коммуны», компании «Бриc-Босфор».

В 2005 г. «Ортомода» осталась без госзаказа: с этого момента столичные власти начали проводить тендеры, а выиграть конкурс не удалось. Это был проверочный год, вспоминает Волкова. Раньше для клиентов обувь «Ортомоды» была бесплатной – москвичам с ортопедическими проблемами ее оплачивало государство. Теперь же пришлось учиться работать как обычный розничный магазин и ортопедический салон. Но поскольку «Ортомода» уже получила известность как производитель нестрашных ортопедических ботинок и у нее появились постоянные клиенты, в этот год оборот вырос на 30% и достиг $1 млн. Ассортимент заметно расширился: 30% обуви предназначалось для людей с деформациями стопы, 40% – для детей, разработали спецобувь для больных диабетом, а потом и линейку готовой обуви, в которую можно вкладывать индивидуальную стельку.

Трудностей было достаточно, в том числе и непреодолимых. К примеру, салон-магазин на Краснобогатырской улице находится на втором этаже. «А на первом пустует помещение, меньше нашего. Так я уже несколько лет бьюсь с чиновниками, чтобы нам разрешили его занять: покупателям – инвалидам, пожилым людям – трудно подниматься по лестнице, – сетует предпринимательница. – Получается, что государство только на словах поддерживает социальных предпринимателей».

Компания разрослась, и владелица «Ортомоды» поняла: ей не хватает менеджерских навыков. Она наняла генерального директора, а сама в очередной раз пошла учиться: «Вместе с дочерью, которая сидела за соседней партой, осваивала курс по менеджменту и маркетингу в ВШЭ».

Омоложение ботинка

Как минимум 20% россиянок не могут носить модельную обувь на высоком каблуке, хотя и мечтают об этом, показывают опросы «Ортомоды». Женщины примеряют такие туфли в магазине, восхищаются, но эта обувь им не подходит. Стопа у россиянок на 7 мм шире, чем «среднеевропейская», плоскостопие, полнота, «косточки» – самые распространенные причины такого диссонанса. Волкова же разработала около 200 авторских колодок обуви, в том числе с учетом национальных особенностей российской ноги.

Еще 10 лет назад предпринимательница задумала сделать коллекцию модельной обуви на высоком каблуке и ортопедической колодке, но реализовать идею удалось только сейчас. Коллекция Sogno Segreto (в переводе с итальянского «сокровенная мечта») разработана в партнерстве с немецкой компанией ALSA the solemaker и итальянской фабрикой из Порто-Сан-Эльпидио. Волкова придумала дизайн и конструкцию туфель, а немцы и итальянцы два года бились, чтобы запустить их производство. Пробная партия из 500 пар прибудет в Москву в ближайшие дни. Продавать ее будут в трех московских и шести региональных салонах «Ортомоды».

Хотя компанию интересует новый сегмент модельной обуви, в своем позиционировании она по-прежнему делает акцент на обувь специального назначения: для инвалидов, пенсионеров, людей после травмы.

«Ортомода» определяет свою аудиторию как возрастную и не совсем здоровую, а ей стоило бы обратить внимание на более молодых людей, например деловых женщин, которые много времени проводят на ногах, замечает Наталья Демидова, гендиректор Национального обувного союза. Безусловно, коллекцию модельной обуви на высоком каблуке с ортопедическими элементами можно назвать инновационной для России, особенно если дизайн и технология разрабатывается здесь, а сборка – за рубежом, считает Демидова. Но чтобы про нее узнали, стоит активнее продвигать бренд в интернете, сделать более информативным сайт, добавляет эксперт. А еще стоит задуматься о выпуске профессиональной обуви – для парикмахеров, врачей, людей «стоячих» профессий, что тоже может расширить аудиторию бренда.

Ноги кормят

В прошлом году оборот «Ортомоды» достиг 120 млн руб., прибыль составила 8,5 млн руб. Маржа в 8% для производителя обуви – хороший показатель, ведь другие российские компании говорят о 1–5%, отмечает Демидова. «Ортомода» зарабатывает в основном на индивидуальных заказах, на которые приходится 75% продаж. Туфли, сшитые по индивидуальной мерке, обходятся заказчику от 6600 руб., готовая обувь – от 1500 руб. Все зависит от цены кожи и сложности работы. По словам Волковой, одна клиентка заказала 17 пар обуви из кожи пони. Специально для нее в Италии с помощью лазера на коже вырезали розочки по эскизам, сделанным в Студии дизайна Галины Волковой, которая открылась в прошлом году на Ткацкой улице. За каждую пару заказчица заплатила около 25 000 руб.

Оборот всего российского рынка обуви – примерно $12–15 млрд, включая 40% теневого оборота, оценивает Демидова. На внутреннее производство приходится только 10% всей обуви, продаваемой в России. Нашим производителям трудно конкурировать с зарубежными в том числе из-за более высокой себестоимости производства, однако потенциал у необычных брендов есть.