Ален Дюкасс: Первый российский ресторан высокой кухни ориентируется на местные продукты

Знаменитый повар и предприниматель о том, почему ему было мало одного ресторана, зачем он создал книжное издательство и учебный центр и как появилась идея открыть ресторан в России
Е.Кузьмина

1974

начинает поварскую карьеру в ресторане г. Сустон (Аквитания)

1987

становится шеф-поваром ресторана Louis XV Alain Ducasse (Монако)

1998

президент сети Chateaux et Hotels

1998

создает концепт ресторанов Spoon

2000

открывает ресторан Alain Ducasse au Plaza Athenee

2011

создает College Culinaire de France

Четверть продуктов – местные

По словам Алена Дюкасса, уже четверть продуктов в петербургском ресторане miX российские: «В регионе есть производители хороших цыплят, поросят, кроликов, овощей... И я уверен, что мы найдем больше».

Alain Ducasse Entreprise

Компания, управляющая отелями и ресторанами. Выручка – 60 млн евро. распределение доходов по видам деятельности: рестораны – 70%, обучение – 15%, управление отелями – 5%, книгоиздательство – 5%. Число сотрудников – 1400 человек. Основной владелец – Ален Дюкасс.

15 шансов

Филантроп Ален Дюкасс придумал и софинансирует проект «15 женщин»: из 45 безработных иммигранток, живущих в пригородах Парижа, было отобрано 15, сильнее других интересующихся кулинарией. Они проходят обучение в школе Дюкасса и стажируются в его ресторанах. После окончания обучения они смогут получить работу в ADE. Ведомости

На интервью Ален Дюкасс выходит не как шеф – в поварской куртке, а как бизнесмен – в строгом костюме. Впрочем, сам Дюкасс себя бизнесменом не считает: «Я не бизнесмен, я арт-директор». Сегодня под началом этого «арт-директора» – 1400 человек, 26 ресторанов в 10 странах, учебный центр, книжное издательство... А после поглощения руководимой им сетью Chateaux et Hotels Collection конкурирующей французской сети Exclusive Hotels Дюкасс превратится еще и в настоящего гостиничного магната: у объединенной компании будет 750 отелей и годовой оборот более 800 млн евро.

В 27 лет с Дюкассом произошло чудо: он оказался единственным выжившим в авиакатастрофе. Три года после этого он оставался обездвиженным и, утратив возможность готовить, изобретал новые рецепты. А когда поправился, с блеском доказал высшим силам, что его жизнь спасли не зря.

Слава к Дюкассу пришла после того, как в 1987 г. он открыл ресторан Louis XV Alain Ducasse в Монте-Карло. Три года спустя ресторанный гид Michelin отметил его максимальными тремя звездами и ресторан стал одним из символов княжества Монако. А Дюкассу его первый ресторан подарил не только мировую известность, но и дружбу с княжеской семьей. И 2 июля 2011 г. именно компания Дюкасса будет кормить гостей на свадьбе князя Альберта II и Шарлен Виттсток.

Но Дюкассу показалось скучным оставаться в одном городе – он решил открывать новые рестораны в других городах. В 1996 г. он сотворил новую сенсацию: купил парижский ресторан у другого знаменитого шеф-повара, Жоэля Робюшона, – и на следующий год Michelin подтвердил ресторану трехзвездочный рейтинг, который был у него и при Робюшоне.

Для управления своими многочисленными проектами Дюкасс создает компанию Alain Ducasse Entreprise (ADE), открывает рестораны в Нью-Йорке, Гонконге, Токио и Лас-Вегасе... И только ресторанами его интерес не ограничивается: в 1999 г. Дюкасс – дипломированный специалист по гостиничному бизнесу – становится президентом гостиничной сети Chateaux et Hotels, в том же году Дюкасс создает свое кулинарное издательство, консультационную компанию и учебный центр для подготовки поваров и отельеров. Сегодня учебный центр уже второй по важности источник доходов для ADE, вот только слушателей из России в нем почти нет – ведь обучение ведется на французском, а российские повара им в подавляющем большинстве не владеют. Впрочем, повара для предправления «Газпрома» Алексея Миллера учебный центр Дюкасса подготовил – его на занятиях сопровождал переводчик.

Во Франции Дюкасс не просто звезда, а предмет национальной гордости и поклонения (хотя с 2008 г. этот уроженец департамента Атлантические Пиренеи является гражданином Монако): например, когда в апреле этого года телеканал France 5 вставил в свою программу новый документальный фильм, посвященный Дюкассу, развернутые статьи, посвященные этому 52-минутному кино, опубликовали почти все французские газеты – от бульварных до респектабельных Le Monde и Le Figaro.

Несколько лет назад ADE начала сотрудничество с американской гостиничной сетью Starwood: в Нью-Йорке, Вашингтоне, Пуэрто-Рико в отелях брендов St.Regis и W появились рестораны Дюкасса Adour и miX. Первый (и, возможно, единственный) ресторан Дюкасса в России также открылся в союзе со Starwood – в новом W Hotel St.Petersburg. О том, почему это стало возможным и как будет развиваться его бизнес дальше, Дюкасс рассказал в интервью «Ведомостям».

– Почему вы решили прийти в Санкт-Петербург?

– Это Starwood предложила мне открыть ресторан в Санкт-Петербурге. Я ответил: «О’кей, надо приехать посмотреть».

Мы знакомы со времен проектов в Нью-Йорке, Вашингтоне, Пуэрто-Рико... У нас очень комфортные бизнес-отношения с людьми из Starwood. А W [Hotels] – очень хорошо соотносятся с нашим представлением о том, как должны выглядеть современная кухня и ресторан. Именно поэтому мы открываем рестораны miX в отелях W – я нахожу, что это хороший кобрендинг.

– У вас были сомнения, приходить в Россию, не приходить?

– Нет, у меня не было сомнений. Санкт-Петербург – это большой и красивый город, с хорошим имиджем и уверенным экономическим развитием, город культуры и истории. Сочетание всего этого – веская причина для нас и Starwood прийти в Санкт-Петербург.

– Но вы знаете, что до сих пор в России – в Москве, в частности, – ресторанам высокой кухни особого успеха сыскать не удалось: Труагро и Винклер свои проекты свернули, Пьер Ганьер сделал очень хороший ресторан в Москве, но аншлага в нем нет...

– Все страны проходят эту эволюцию. Мало-помалу любопытные клиенты, путешественники начинают пробовать и открывать для себя [высокую кухню]. И Санкт-Петербург не избежит этого.

– На сайте ADE в историческом разделе сообщается: «1998 – Ален Дюкасс изобретает новый способ развивать свое дело, управляя одновременно двумя ресторанами, которым в один и тот же год гидом Michelin присвоено по три звезды». Сегодня у вас таких ресторанов уже три. Так что это за способ?

– Это придумать такую организацию, которая позволит мне, моему шефу, моему директору, принимать такие решения, которые сделают ресторан лучшим. Лучшим в Париже, лучшим в Монако, лучшим в Лондоне и т. д. Я мог бы все свою жизнь оставаться в Монако – покупать продукты, готовить и рассказывать занимательные истории про это место. Но я предпочел открыть второе, затем третье, путешествовать и развивать разные заведения. Они разные, но ДНК у них у всех одна – высокая французская кухня. В Монако у кухни средиземноморское влияние, в Париже – современное и международное, и еще больше – в Лондоне, поскольку это великая мировая столица...

– Вам предлагали открыть ваши отели и рестораны в других городах России?

– Да. Но мы считаем, что Санкт-Петербург – это хороший город для нас. Мы для себя определили, что теперь нам нужно очень тщательно отбирать адреса, направления и партнеров. Мы никуда не спешим и сами предложений [о сотрудничестве] не выдвигаем. Нам интересны только уникальные направления. Санкт-Петербург – это уникальный город. Наш следующий проект – в Музее исламского искусства в Дохе.

Но не города «второй категории». Я люблю Милан, потому что это город моды, но в Милан мы не пойдем. Мы не пойдем в Барселону, в Бордо, в Киев, в Шанхай... Не думаю, что мы придем в Москву. Хотя у нас нет агрессивной стратегии развития и планов по конкретным городам – мы начинаем обсуждать перспективы после презентации [потенциальных партнеров].

– Под вашим началом теперь 1400 человек, разнообразные бизнесы на разных континентах. Как вы успеваете всем этим руководить?

– (Улыбается.) Я ничего не делаю – все делегирую своим сотрудникам.

– Но ведь это вы выбираете новые направления развития вашей компании: мне нужно издательство, мне нужен учебный центр...

– Да.

– И какое направление деятельности сейчас вам кажется наиболее перспективным?

– Сейчас я одержим учебным центром – передачей знаний, знаний о кухне. Это тот департамент, развитие которого мы будем ускорять. Учебный центр и издательство – это не слишком прибыльный бизнес, но очень важный для глобального развития и благородный. Идея создать учебный центр была у меня с самого начала, когда я открывал второй ресторан, третий. Потому что предприятие может прогрессировать, только если будет прогрессировать каждый его сотрудник.

– Кто и как определяет, в каком месте открыть новый ресторан, какой взять под управление?

– Мы это обсуждаем с коллегами.

– А чья была идея взять под управление ресторан Jules Verne на Эйфелевой башне?

– О, это была моя мечта! Я смотрел на Эйфелеву башню и думал: «Когда-нибудь у меня будет там ресторан». И [когда срок аренды ресторана предыдущим ресторатором подошел к концу] война началась.

– Это была война?

– Да, за Эйфелеву башню была настоящая война [среди рестораторов].

– Я был в Jules Verne дважды: до того, как вы его получили в управление, и после. Под вашим началом цены в ресторане выросли на треть.

– (Смеется.) Это нормально – мне нужны деньги для развития компаний, для замены информационных сетей, для улучшения офиса, чтобы нанимать новых сотрудников... Прибыль нужна для того, чтобы расти.

– Сколько у вас партнеров?

– Это команда франко-американских финансистов.

– Но вы главный владелец?

– Yes.

– О, о высокой кухне вы рассказываете на французском, а про деньги – на английском?

– (Улыбается.) ...решения принимаю я, я мажоритарий.

– Вы продолжаете готовить в ваших ресторанах?

– Нет. Но я продолжаю придумывать для них блюда. После катастрофы я не мог готовить, но я мог продолжать выдумывать рецепты. И сегодня я создаю «редакторскую» линию для каждого ресторана. Дома я готовлю. Но мои повара делают это лучше меня, поскольку они практикуются каждый день, и это как футбол: футболист всегда играет лучше тренера.

– Авиакатастрофа сильно изменила вашу жизнь?

– Да. Когда у вас нет физической или умственной способности быть самостоятельным, это меняет вашу жизнь.

– У вас есть расписанная программа инспекций ваших ресторанов – скажем, на год?

– Нет, я делаю это по мере необходимости. Я посещаю их чаще, чем раз в год. И я не один: мой корпоративный шеф-повар также делает это регулярно, как и корпоративный кондитер, корпоративный сомелье...

– Свадьба князя Монако Альберта II, для которой вы будете готовить, – это бизнес для ADE или маркетинг?

– Ни то ни другое. Это чувства. Мне была оказана честь приготовить ужин для княгини и князя Альберта. Меню уже составлено.

– Споров с новобрачными по этому поводу не было?

– Нет, все очень гармонично. Кухня – это послание, в котором через меню рассказывается, почему, как, откуда и куда. [Свадебное меню] будет локальным, отражающим морскую и сухопутную сущность Средиземноморья.

– Каковы последние тенденции в гастрономии?

– Она одна: последняя тенденция – более справедливо потреблять ограниченные ресурсы этой планеты, чтобы позволить всем жить и питаться. Я бы даже говорил об этическом потреблении. Каждый должен понять, что он должен потреблять разумно – все ресурсы нашей планеты, куда входят и продукты питания. Именно поэтому я постоянно говорю про локальные продукты – потому что местным крестьянам, чтобы жить, необходимо производить (и продавать) цыплят, поросят, овощи...

– Какое имя получит новая гостиничная сеть после слияния Chateaux et Hotels Collection и Exclusive Hotels? Возглавлять ее будете вы?

– Да, я буду президентом. Будущее имя сети мы пока обсуждаем. Это объединение независимых гостиниц – 750 отелей, 22 500 номеров, 80% бизнеса сети останется во Франции. Независимым, чтобы выживать и сохранять свою независимость, нужно объединяться в большие сильные группы. Мы обеспечиваем маркетинг, [совместные] закупки, юридические услуги и проч.

– Слияние – это была ваша идея?

– Да. В нашем глобальном мире надо делать выбор: оставаться кустарем-одиночкой или же объединяться, становясь сильнее и профессиональнее.

– Границы для роста вашей компании вы видите?

– Нет. Поскольку производительность компании базируется на единодушии сотрудников и моем видении.

– На мотоцикле продолжаете ездить?

– Нет, у меня уже было достаточно проблем – хватило и самолета. (Смеется.)

– Лучший комплимент в вашей жизни?

– Что я даю людям уникальные «деликатесные» воспоминания. Что в моих гран-ресторанах за обедом или ужином люди могут забыть о проблемах своей повседневной жизни и наслаждаться редким моментом счастья, о котором потом будут долго помнить. Ведь мы работаем в сфере счастья и воспоминаний.

– Однажды я спросил у очень известного французского винодела, какой у него любимый ресторан. Он ответил буквально следующее: «Alain Ducasse au Plaza Athenee – когда месье Дюкасс там, там можно очень вкусно поесть».

– Это чистая психология: потому что, когда я там и когда меня там нет, готовит всегда один и тот же шеф, не я. То есть это субъективизм, а не реальность. Но это очень полезная легенда, нужно ее всячески культивировать. (Смеется.)

– Вы можете продать вашу компанию?

– Если вы готовы предложить серьезную сумму, то давайте обсудим. (Смеется.) А если серьезно, то нет. У меня ведь не большой бизнес, а маленькие ателье: рестораны, издательство, школа...