Кадры: На охоту!


Хедхантинговая компания Odgers Berndtson стала получать запросы на поиск руководителя программы КСО. Эта задача не имеет тривиального решения: с одной стороны, в России нет общепризнанной системы подготовки таких специалистов, все лучшие специалисты сформировались в результате долгой и успешной практики; с другой стороны, работодатель до конца не может сформулировать, человек с какими качествами ему подойдет. Чтобы внести ясность, в октябре – ноябре 2011 г. консультанты компании провели интервью с 16 руководителями лучших программ исследования «Лидеры корпоративной благотворительности – 2010», чтобы понять, какие уникальные компетенции отличают их от успешных управляющих бизнес-проектами.

Оказалось, по многим параметрам профиль КСО-менеджера совпадает с привычными компетенциями бизнес-менеджера. Важен проектный подход, системное мышление, долгосрочное планирование, понимание бизнеса, коммуникационные навыки и т. п. Но есть несколько практически волшебных элементов, без которых механизм не работает.

Эффективного КСО-менеджера отличает особая система ценностей и мотивации. Этим людям важно приносить пользу миру. Их амбиции направлены не на обретение высоких должностей, элементов статуса, а лежат в плоскости социальной осмысленности, причастности, созидания и изменения мира к лучшему.

Их особый навык – способность непрямого управления командой, т. е. участниками или партнерами проекта, которые не подчиняются менеджеру напрямую. Также важна ориентация на долгую победу – осознание того, что проект не выстрелит за год, не будет быстрых побед, результаты будут видны лишь через 2–3 года, а иногда и позже. Люди, подпитывающиеся признанием, победами, видимыми быстрыми результатами, будут ощущать себя очень некомфортно в роли руководителя КСО.

Третий уникальный элемент – высокий уровень стрессоустойчивости, умение контролировать свои эмоции, при этом не оставаться равнодушным, сохранять веру в людей. «Поездка в детский дом – это часто более стрессово, чем защита проекта перед руководством», – признался один из опрошенных КСО-менеджеров.

В своей практике мы все чаще встречаем успешных в своем деле профессионалов, которым на определенном этапе начинает недоставать обычных бизнес-мотиваций. У них появляется запрос на новые ценности, и они готовы полностью или частично посвящать себя социально ориентированным проектам. Обычно это происходит с людьми по достижении определенных высот и среднего возраста: амбиции удовлетворены, материальные потребности тоже, а вот духовной и социальной самореализации не хватает. Это явление может дать благотворительному сектору свежую кровь в виде профессионалов-управленцев с опытом построения процессов.