Мазут уходит в Усть-Лугу

Темпы роста грузооборота Большого порта Санкт-Петербург падают. Из порта стали уходить грязные грузы, а также нефтепродукты

В общей сложности по трубопроводу на ПНТ поставлялось около 2,5 млн т нефтепродуктов в год, рассказывает источник, близкий к терминалу. По его словам, ПНТ реконструирует эстакады, чтобы терминал мог принимать больше нефтепродуктов с железной дороги. Объемы, потерянные ПНТ, частично уходят на терминал «Роснефтьбункер», открытый в этом году в порту Усть-Луга, добавляет он. По данным портовой администрации, за 10 месяцев 2011 г. усть-лужский порт перевалил около 4,7 млн т нефтепродуктов. Перемещение перевалки нефтепродуктов в Усть-Лугу аналитик Номос-банка Денис Борисов связывает с более выгодной логистикой, меньшей стоимостью доставки и перевалки.

Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за 10 месяцев 2011 г. составил 50,2 млн т, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 4%, сообщила администрация порта. При этом за октябрь грузооборот сократился на 8% по сравнению с октябрем 2010 г. до 5,3 млн т.

Тенденция к сокращению темпов роста грузооборота наметилась еще в августе, тогда объем перевалки снизился на 3% по сравнению с августом прошлого года.

Радикальнее всего сократился поток нефтепродуктов – в октябре он упал на 25% к октябрю 2010 г., а в целом за 10 месяцев уменьшился на 3% до 13,5 млн т. Это произошло из-за снижения перевалки на Петербургском нефтяном терминале (ПНТ), объясняет источник, близкий к нему. С конца августа «Транснефть» закрывала трубопровод, ведущий от Киришского НПЗ к ПНТ, поставки нефтепродуктов через него полностью прекратились 1 ноября, сказал источник. Об этом говорится в сообщении «Транснефти», опубликованном на сайте госкомпании, – трубопровод закрывается из-за неудовлетворительного технического состояния.

Постепенно уходят из порта черные металлы и уголь, уступая место более чистым и технологичным контейнерам, констатирует председатель совета директоров Морского порта Санкт-Петербург Игорь Федоров. В октябре петербургские стивидоры отгрузили около 390 000 т черных металлов, на 6% меньше, чем в октябре 2010 г., а перевалки угля в Петербурге в прошлом месяце не было вообще, свидетельствуют данные портовой администрации. К тому же в ожидании кризиса грузовладельцы несколько снизили отгрузку потребителям металлов, добавляет Федоров. В 2011 г. крупнейший производитель железной руды «Металлоинвест» около 40% железной руды направил в Северный Китай по железной дороге, не задействуя порты, объясняет аналитик «Уралсиба» Дмитрий Смолин. По его словам, экспорт стали за 10 месяцев 2011 г. сократился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Контейнерный поток растет, но небольшими темпами, говорит представитель Национальной контейнерной компании, владеющей крупнейшим в Петербурге Первым контейнерным терминалом (ПТК). По его словам, в сентябре контейнерный поток немного притормозился, но в октябре снова пошел в рост, по итогам 10 месяцев он составил на ПКТ около 5%.