В главных ролях: Третий пакет – за конкуренцию

Сейчас Госдума рассматривает два проекта федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты и «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях», которые уже получили название «третий антимонопольный пакет». К числу наиболее значимых изменений могут быть отнесены следующие.

1. Уточнение критериев экстерриториальности действия федерального закона «О защите конкуренции» (далее – закон о защите конкуренции).

Третьим антимонопольным пакетом предлагается ч. 2 ст. 3 закона о защите конкуренции изложить в редакции, предусматривающей, что положения этого закона применяются к достигнутым за пределами России соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории страны.

Предлагаемая редакция определения принципа экстерриториальности действия закона о защите конкуренции отнюдь не предполагает, что любые действия иностранных компаний, совершаемые за пределами России, подпадут под действие закона. Речь идет лишь о действиях, прямо запрещенных ст. 10, 11, 14, 17 и некоторых других, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на территории страны.

Что же касается контроля сделок экономической концентрации, осуществляемых российскими и иностранными компаниями за пределами России, то в отношении таких сделок уточнение сферы применения закона осуществляется путем включения в гл. 5 ст. 26. Новая статья предусматривает, что контролю экономической концентрации по закону о защите конкуренции подлежат сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории страны основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию страны в сумме более 1 млрд руб. в течение года, предшествующего дате совершения сделки (иного действия), подлежащей государственному контролю. Такое уточнение позволит снять возникающие практические вопросы по поводу реализации принципа экстерриториальности действия российского закона о защите конкуренции.

2. Уточнение подходов к определению монопольно высокой цены.

Законопроект предлагает предусмотреть в законе о защите конкуренции дополнительные критерии сопоставимости, соблюдение которых исключает возможность признания цены товара, установленной субъектом, занимающим доминирующее положение, монопольно высокой.

В частности, законопроект предусматривает, что цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении ряда условий (в отношении объема продаваемого на бирже товара, правилами товарной секции биржи, требований к минимальному количеству участников торгов в течение торговой сессии; соблюдения порядка определения стартовой цены и др.).

Кроме того, законопроект предусматривает, что не может быть признана монопольно высокой цена товара, установленная в соответствии с согласованным антимонопольным органом порядком формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже.

Одновременно при определении монопольно высокой цены могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара, предлагает законопроект.

Указанные предложения расширяют критерии определения справедливой (рыночной) цены товара, которая в первую очередь должна использоваться при оценке цены товара, производимого субъектом естественной монополии, в качестве монопольно высокой.

3. Уточнение требований к антиконкурентным соглашениям.

Законопроект существенно сокращает перечень безусловных запретов (per se), закрепленных в ст. 11 закона о защите конкуренции, ограничив их лишь соглашениями, заключаемыми между хозяйствующими субъектами-конкурентами. Такие соглашения должны получить свое название – «картель» и влечь максимально жесткую юридическую ответственность.

К картелю должны относиться соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к следующему:

– установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

– повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

– разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

– сокращению или прекращению производства товаров;

– отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями, заказчиками (бойкот).

Подобные запреты установлены и в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой и обусловлены очень большой опасностью таких соглашений для конкуренции.

Кроме того, в рамках третьего антимонопольного пакета планируется уточнить диспозицию ст. 178 УК РФ, исключив уголовное преследование вертикальных соглашений и согласованных действий.

4. Уточнение требований к согласованным действиям хозяйствующих субъектов.

В результате анализа практики применения положений антимонопольного законодательства, определяющего требования к согласованным действиям, мы предлагаем некоторые изменения в закон о защите конкуренции, направленные на устранение проблем в правоприменении.

Во-первых, в рамках третьего антимонопольного пакета предлагается уточнить определение согласованных действий. В частности, к ним могут быть отнесены лишь такие действия хозяйствующих субъектов, о совершении которых их участники были заранее информированы в связи с публичным заявлением одного из них о планируемом их совершении.

Вторым важным законодательным предложением является включение в закон о защите конкуренции самостоятельной статьи, определяющей формы запрещенных согласованных действий.

К числу запрещенных могут относиться лишь согласованные действия хозяйствующих субъектов, работающих на одном товарном рынке (согласованные действия конкурентов).

Третье изменение касается предложения о введении минимальной доли рынка, при которой запреты не действуют. Так, в рамках третьего антимонопольного пакета предлагается закрепить, что установленные запреты применяются к согласованным действиям хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке превышает 20% и при этом доля каждого из них больше 8%. Данное предложение позволит исключить применение антимонопольного законодательства к действиям хозяйствующих субъектов, которые не могут повлиять на конкуренцию на рынке.

5. Административный порядок обжалования торгов.

В рамках третьего антимонопольного пакета закон о защите конкуренции предлагается дополнить новой ст. 18.1, устанавливающей порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

По новым правилам предлагается обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законом торгов.

При этом процедура рассмотрения жалоб на торги отличается от процедуры возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренной гл. 9 закона о защите конкуренции.

Наиболее существенные отличия заключаются в следующем:

1) установлены специальные сроки подачи жалобы в административном порядке (обжалование допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов);

2) установлены сокращенные сроки рассмотрения жалобы (жалоба должна быть рассмотрена по существу не позднее семи рабочих дней со дня поступления жалобы в антимонопольный орган);

3) отсутствует формализованная процедура возбуждения дела (в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган в течение трех рабочих дней со дня ее поступления размещает информацию о поступлении жалобы и ее содержании в сети интернет, направляет организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу);

4) по результатам рассмотрения жалобы комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной (необоснованной), а также в случае установления нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае, когда торги признаны несостоявшимися, принимает решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.

Указанная ускоренная административная процедура рассмотрения жалоб на торги является важной гарантией развития конкуренции и устранения нарушений при заключении договоров по результатам торгов.

Третий антимонопольный пакет содержит также ряд норм, направленных на уточнение существующих положений антимонопольного законодательства, в том числе регламентирующих процедуру возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Указанные предложения будут способствовать развитию конкуренции на товарных рынках и более эффективному пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.