От Караваджо до "Гаража": спасибо Ирине Антоновой и Дарье Жуковой

Настоящего искусства – классического и современного – было в этом году больше обычного. Спасибо музеям, меценатам, экономическому кризису и демонстрациям
Гараж

Понятно, что надо кланяться директору Пушкинского музея Ирине Антоновой за блистательные, на все вкусы, выставки этого года: от самой посещаемой – Сальвадора Дали до моей любимой – Кандинского и «Синего всадника». Невозможно, однако, только ее высокими профессиональными достоинствами объяснить количество шедевров старых мастеров, понемногу, но бесперебойно поставляемых к нам из Италии.

И то, что ушедший год был объявлен годом культурной дружбы между нашими странами, ничего не объясняет – не каждый перекрестный такой урожайный. Наверное, любителям искусства помогли экономический кризис, печально сказавшийся на благополучии родины всех шедевров, усилия дипломатов и приятельские отношения Путина с Берлускони. Но повезло наконец бедной на музеи классического искусства Москве, да и стране (да простят меня в Эрмитаже).

За современное искусство благодарить прежде всего надо Дарью Жукову и ее «гаражную» команду. С их помощью мы увидели не просто выставки сильнейших художников нашего времени – Марины Абрамович и Уильяма Кентриджа, не только арт-хит года – «Часы» Кристиана Марклея. Но получили уникальные, никогда раньше не переживаемые художественные впечатления от невообразимых световых инсталляций Джеймса Таррелла. Всем считающим современное искусство надувательством была дана возможность расстаться со своими заблуждениями.

И еще спасибо московским декабрьским демонстрациям, где художники, галеристы и пишущие об искусстве журналисты имели возможность выразить свой гражданский протест. Уличное, площадное искусство обрело наконец свое место. Смею предположить, что если бы премию «Инновация» вручали после массового выхода на Болотную и проспект Сахарова, то за победу группы «Война» голосовало бы меньше народа. Искусство больше протеста, оно нам лучший друг и наркотик.