Хруст финской булки

Финская компания Fazer нашла способ поднять продажи на падающем рынке хлеба

Fazer Group

Производитель кондитерских и хлебобулочных изделий. акционеры – члены семьи Fazer. финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 1,5 млрд евро, прибыль – 58,3 млн евро. выручка Fazer в России – 229 млн евро. В России компании принадлежит четыре хлебозавода в Санкт-Петербурге и хлебозавод «Звездный» в Москве.

Группа Fazer запустила на принадлежащем ей московском хлебозаводе «Звездный» производство замороженных полуфабрикатов (багетов) для цехов свежей выпечки. Его мощность – 12 т в сутки, обошлось оно компании примерно в 4 млн евро. Мощность этой линии в разы больше, чем имеющихся у конкурентов, она крупнейшая в стране, говорит гендиректор российского подразделения Fazer – компании «Хлебный дом» Даниил Бриман. Мощности новой линии Fazer действительно самые большие в стране среди аналогов, подтверждает председатель совета директоров КБК «Черемушки» Сергей Щедрин.

Рынок хлеба, говорит Бриман, сокращается примерно на 1,5% ежегодно, а сегмент хлеба свежей выпечки (так называемый Bake off) прирастает в последние 3–4 года на 20–40% ежегодно. По данным Росстата, в 2010 г. средний россиянин съел 101 кг хлеба, на 14 кг меньше, чем в 2005 г.

На сегмент свежевыпеченного хлеба в прошлом году пришлось около 10% продаж хлеба в крупных городах, рассказывает Бриман, за год этот сегмент вырос на 30%, а в этом году вырастет еще на 20–25%. Свою продукцию Fazer рассчитывает реализовывать магазинам с собственными цехами выпечки и частным предпринимателям, специализирующимся на этом виде деятельности. Окупить проект Fazer рассчитывает за 3–4 года.

Крупнейшими производителями полуфабрикатов для изготовления свежей выпечки являются Lantmannen Unibake и новосибирский «Восход», говорит Щедрин. По словам Бримана, производственных мощностей новой линии должно хватить на то, чтобы обеспечить потребности Москвы, Санкт-Петербурга, а также поставлять продукцию на другие рынки Fazer (Скандинавия, страны Балтии).

Замруководителя департамента торговли и услуг Москвы Никита Кузнецов считает, что направление свежей выпечки имеет большие перспективы: в этот сектор могут перетечь мелкие предприниматели, бизнес которых сейчас связан с торговлей пивом и табаком.