Эрик Коннор: «Мы продаем одну восьмую долю самолета»

Эрик Коннор рассказал «Ведомостям», как работает программа долевого владения в сфере авиации и почему NetJets Europe пока не нужен партнер в России
М.Стулов/ Ведомости

1980

системный инженер подразделения Rolling Mills Control компании Davy Engineering

1989

директор подразделения UK Manufacturing компании Reyrolle

1999

президент и операционный директор Northern Electric

2003

старший вице-президент MidAmerican Energy Holding

2009

председатель совета директоров и генеральный директор NetJets Europe

Однажды в небе

Коннор не раскрывает, перевозят ли они российских чиновников. Но признает, что среди их клиентов есть некоторые правительства Европы. «Но мы бы никогда не раскрыли, какие именно, наш девиз – безопасность, сервис и конфиденциальность, – говорит Коннор. – Недели две назад один из пилотов рассказал мне такую историю. Они летели в Швейцарию, где многие аэропорты расположены в горах и весьма трудны для взлета и посадки. Капитан предупредил, что по погодным условиям посадка в этом аэропорту может быть отменена. Большая часть взлетно-посадочной полосы была видна идеально, но вот меньшая скрыта туманом. И хотя пассажир настаивал на посадке, капитан отказался. Следующий самолет другой авиакомпании, который пытался сесть в этом аэропорту, испытал сложности из-за тумана».

NetJets Europe

авиаперевозчик. Европейский филиал компании NetJets. Акционеры: Berkshire Hathaway (держатели меньшей части акций компании), европейские инвесторы (держатели большей части акций компании). Эксплуатирует 150 самолетов (Cessna, Hawker, Dassault Falcon, Gulfstream), которые принадлежат структуре Berkshire Hathaway. Флот позволяет NetJets Europe доставлять 1600 клиентов в 5000 аэропортов по всему миру. В России летает в 62 аэропорта с 2004 г. Финансовые показатели не раскрываются.

Купить в рассрочку

С февраля NetJets Europe запустила программу прямого финансирования для долевого владения. Первоначальный взнос составляет 25%, а ставки сравнимы с банковскими. Компания считает, что это позволит клиентам избежать разовых крупных трат и обойдется дешевле лизинга. Ведомости

Кризис сильно ударил по NetJets Europe, сократив количество полетов компании на 20%. Однако Россия может стать для компании очагом роста: спрос в России восстанавливается в пять раз быстрее, чем в Европе. В попытке привлечь новых клиентов в середине февраля Эрик Коннор приехал в Россию, чтобы представить новый продукт, специально разработанный для российских клиентов. Во время интервью, чтобы выразить свою мысль, Коннор активно рисует графики и схемы. Даже отвечая на вопрос, какие направления перелетов пользуются все большей популярностью, он изображает схематично карту Земли, где каждый регион снабжен стрелочкой. Уровень ее наклона показывает рост спроса на перелеты в эту часть света.

– Сколько сейчас у NetJets Europe клиентов в России?

– В Европе у нас 1600 клиентов, из них около 150 в России. Большинство наших клиентов участвуют в программе долевого владения.

– В прошлом году у NetJets Europe тоже было 150 россиян. Получается, новые клиенты не приходят в программу?

– У нас есть новые клиенты в России. Но кто-то уходит из программы, кто-то приходит. Думаю, за полтора года мы увидели рост в продажах процентов на 10.

– Чем работа в России отличается для NetJets от работы в других странах?

– 90–95% перелетов совершается из одного города или в него – это Москва. При этом мы не осуществляем внутренних рейсов – это запрещено российскими законами. Подобный запрет существует в нескольких европейских странах – например, в Швейцарии, где мы не имеем права летать, скажем, из Цюриха в Женеву.

– После крушения Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту наметились послабления для иностранцев в области внутренних перевозок. Думаете, вам удастся добиться права на внутренние перевозки и когда?

– Мы тесно сотрудничаем с российскими чиновниками в решении этого вопроса, но удастся ли добиться разрешения и когда – я вам не могу сказать.

– Вы не собираетесь в ожидании этого момента взять в партнеры какую-нибудь российскую авиакомпанию, которая и будет осуществлять внутренние рейсы?

– Если мы сможем летать внутри России с нашей лицензией, нам не нужны будут услуги местной авиакомпании. Если бы мы хотели учредить российское подразделение, то не менее 51% акций пришлось бы отдать российскому владельцу. Если рынок будет расти такими темпами, что станет крайне привлекателен для нас, мы потенциально можем рассмотреть данную возможность.

– Так почему бы не заключить прямо сейчас партнерство с российской авиакомпанией, которая под вашим брендом будет перевозить клиентов внутри России?

– Все, что мы делаем в России, должно отвечать стандартам NetJets Europe в области и безопасности, и сервиса, и конфиденциальности. Мы будем куда более уверены в соблюдении этих стандартов, если будем работать в России сами, со своей лицензией.

– Вы сейчас ведете переговоры с какими-либо российскими компаниями о сотрудничестве?

– К нам приходили с таким предложением многие российские авиаперевозчики. Особенно до 2009 г., пока не грянул кризис.

– Достаточно ли велик рынок внутренних перевозок в России, чтобы вас заинтересовать?

– Внутренние перевозки могли бы стать дополнением к нашим текущим перевозкам. От их потенциального объема зависит, будет ли иметь смысл учредить отдельную компанию NetJets Russia или использовать инфраструктуру NetJet Europe с ее операционным центром в Лиссабоне. У меня пока нет информации по оценкам внутреннего рынка, и официальных планов мы пока не строим. Могу сказать, что, когда я приехал в Россию 15 лет назад, на улицах было не так уж много «мерседесов». Сейчас их полно. Возможно, так и с бизнес-перевозками – когда такой сервис появится, он создаст спрос.

– Думаю, многие представляют себе, что такое таймшер. Но там речь идет о недвижимости, а что такое долевое владение самолетом, которое предлагает NetJets?

– Самолеты построены таким образом, чтобы летать около 800 часов в год. Но не такое большое количество людей так много летает. NetJets Europe продает доли владения самолетом за определенное количество летных часов в год. Мы, например, продаем 1/8 долю самолета. Предположим, интересующая вас машина стоит $24 млн. Тогда, заплатив $3 млн (1/8), вы станете владельцем своей доли самолета и получите право отлетать на нем в год 100 часов куда захотите и когда захотите. Контракт заключается сроком на 3–5 лет. Если вы захотите выйти из программы, мы вернем вам 1/8 текущей рыночной стоимости самолета.

– В кризис вы продавали 1/16 самолета.

– Мы продаем доли различных размеров – минимальная доля, которую может купить клиент NetJets Europe, составляет 1/32.

– Естественно, когда через пять лет настает время продавать долю, самолет успевает сильно подешеветь.

– Точно так же, как и, скажем, автомобиль. Вы покупаете новый за 24 000 евро, через пять лет вы его продадите куда дешевле – может, за 10 000, может, за 12 000. Все зависит от ситуации на рынке подержанных машин. Через пять лет от первоначально вложенных $3 млн вы можете получить как $2 млн, так и $1,2 млн. Если бы вы продали самолет в 2005 г., когда спрос на бизнес-авиацию был высок, вы могли бы получить 2/3 вложенных денег.

– Какие привилегии дает долевое владение самолетом и какие обязанности накладывает?

– Вы имеете доступ к определенному количеству летных часов в год в зависимости от размера купленной доли. Например, 1/8 доля дает вам право на 100 часов полета в год. Оплачивать необходимо только непосредственные расходы на полет: топливо, ежемесячный взнос за обслуживание (работа пилотов, техников, процедуры по обслуживанию самолета), а также почасовую оплату вашего пребывания на борту. У клиента есть доступ примерно к 150 самолетам в Европе и 800 во всем мире. Если самолет клиента недоступен, например в период пикового спроса, клиент для полета получает другой самолет – такого же типа или лучше.

В зависимости от типа самолета стоимость летного часа варьируется от 5000 до 12 000 евро с учетом всех затрат.

– Какие еще варианты предлагает покупателям NetJets Europe?

– Также у нас есть лизинговая программа и карты. Для России была выпущена карта на 30 часов, а также существует стандартная 25-часовая (стоимость последней начинается от 143 000 евро на легком самолете), так как перелеты из вашей страны в Европу занимают больше времени, чем внутриевропейские рейсы и перелеты из Европы во многие страны. Сегодня мы запускаем новый продукт «Высокая эффективность», разработанный специально для российских клиентов. Благодаря постоянным инвестициям в российский рынок и текущему объему полетов на данном рынке, осуществляемых NetJets Europe, как новые владельцы карт, так и участники программы долевого владения могут приобрести 50 часов летного времени NetJets Europe и получат 20%-ную скидку на полеты, которые занимают более трех часов. Данное предложение действительно при стоимости покупки от 319 000 евро. Еще одно условие – вылет должен быть на самолетах Falcon 2000 и Hawker 800 из Москвы или Санкт-Петербурга в любой европейский пункт назначения.

– То есть клиент, у которого уже была карта NetJets, не может воспользоваться этой скидкой?

– Она для новых клиентов или для существующих клиентов, которые хотят поменять их текущую программу NetJets Europe.

– Сколько же клиентов вы намерены привлечь этой услугой?

– Мы ожидаем увеличение объема полетов на 21% по результатам года благодаря запуску данного продукта.

– Но хоть какие-то маркетинговые исследования проводились перед запуском продукта?

– Мы посмотрим на результаты после запуска продукта. Исходя из наших схем полетов, мы видим, что в среднем продолжительность полета из или в Москву или Санкт-Петербург составляет около трех часов или более. Поэтому создание продукта, способного принести выгоду нашим клиентам в России, довольно продуманный шаг.

– Какая из трех схем выгоднее клиентам – долевое владение, аренда или карта?

– Дешевле всего долевое владение, дороже – карта.

– Многие ли компании работают по схеме долевого владения?

– В распоряжении NetJets Europe находится около 150 самолетов, а у наших клиентов есть доступ практически к 800 самолетам NetJets по всему миру. Это и легкие, и средние, и большие самолеты. Наши конкуренты – это, как правило, компании, не имеющие такого большого и разнообразного флота, или же посредники, предлагающие услуги чартера. Они не знают доподлинно, насколько опытны предлагаемые ими пилоты или как раньше следили за техническим состоянием машин. Так что риски при обращении к ним куда больше, чем при работе с NetJets. Мы знаем о своих пилотах и самолетах все. Кроме того, в операционном центре в Лиссабоне трудится 500 сотрудников, готовых в любой момент прийти на помощь и решить любые проблемы.

– Так вы единственная или нет компания в Европе, предлагающая долевое владение?

– Думаю, мы единственная компания, предлагающая столь разнообразный сервис. Я знаю, что другие авиакомпании заявляют, что у них тоже есть схема долевого владения, но не знаю, сколько из них реально предлагают такую услугу.

– С кем конкурирует NetJets в мире?

– Есть ряд небольших компаний в Америке, которые предлагают долевое владение, но они сильно уступают по размеру NetJets.

– Вы не раскрываете финансовых показателей. Но говорили, что в 2007–2008 гг. компания была прибыльной, а в 2009 г. из-за кризиса прибыль сократилась на 20%. Как сейчас обстоит дело с прибыльностью компании?

– В 2010 и 2011 гг. компания показала операционную прибыль, и мы намерены повторить этот результат в 2012-м.

– Сравнялась ли прибыль с докризисным 2007 годом? Насколько она меньше?

– Я так сразу и не вспомню цифры. В 2011 г. мы получили операционную прибыль и наблюдали увеличение количества часов, которые налетали наши клиенты, в годовом исчислении. Мы также отметили обнадеживающий рост продаж в программе долевого владения. Однако объем полетов до сих пор далек от уровня 2007 г. Но нельзя сравнивать эти два периода, поскольку это были две разные бизнес-стадии.

– Как в России изменяется спрос на ваши услуги?

– В январе этого года количество полетов из «Внуково» было на 120% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Но в этом январе и снега в России было поменьше. Мы констатируем, что спрос в России растет быстрее, чем в остальной Европе. В прошлом году спрос на наши услуги в России вырос на 10%, а в Европе – на 2%. Конечно, сложно судить о спросе по такому короткому периоду. На годовом графике авиаперевозок в США пиками спроса будут, например, футбольные матчи. В Европе пики – это Новый год, Рождество и другие праздники. В России ситуация будет схожа с Европой, но основным всплеском активности будут новогодние каникулы.

– Судя по всему, пики спроса формируют не деловые, а личные поездки.

– Если рисовать график деловых перелетов, то он будет выглядеть как прямая горизонтальная черта. В России 40% полетов связано с бизнесом, 60% – с отдыхом. Если рассматривать панъевропейские данные, то 80% полетов связано с бизнесом, а 20% – с отдыхом.

– В прошлом январе у авиакомпаний были большие проблемы с полетами из-за дефицита антиобледенительной жидкости. Возможно, это сказалось на спросе. Приходилось ли тогда NetJets отменять полеты?

– Многим авиакомпаниям во многих аэропортах пришлось тогда отменять рейсы. Мы старались принять все необходимые меры в аэропортах, откуда чаще всего летаем, и в первую очередь получать антиобледенительную жидкость. Но если ее не было вообще, мы не могли взлететь, ведь это было небезопасно. Такое происходило в Шотландии, Англии, Швейцарии, Германии и Москве. Неудивительно: зима пришла на шесть недель раньше, чем ожидалось.

– Где расположен ваш базовый аэропорт?

– У нас такого нет. Почти в любой момент процентов 10 наших самолетов находится на плановом техобслуживании. Оставшиеся рассредоточены по разным аэропортам, чтобы быть максимально близко к клиентам. Если это лето, они держатся поближе к островам Греции – это популярное направление в данное время года. Весной – к Швейцарии, осенью – к Карибам.

– Как NetJets Europe взаимодействует с NetJets USA?

– Если клиенту нужно лететь из Франкфурта в Чикаго и обратно, его повезет наш борт или самолет нашей американской компании. Если самолет окажется с рейсом в Европе, мы исходим из логистики. Внутри Америки перелеты осуществляет наша американская компания. Естественно, клиенту не нужно заключать отдельного контракта с американской NetJets – у нас действует программа обмена.

– В 2009 г. NetJets Europe купила в Германии аэропорт Frankfurt Egelsbach. Как он используется компанией?

– Мы купили его, потому что аэропорт Франкфурта перегружен и не всегда можно было забронировать слот в удобное время. Так что мы приобрели 80% Frankfurt Egelsbach (оставшийся пакет у двух местных совладельцев). И мы еще раз сделаем это, если столкнемся с похожими проблемами в другой стране. Но аэропорты не наш основной бизнес.

– А где еще компания сталкивается с похожими проблемами?

– Я не могу назвать аэропорты, которые мы могли бы купить, чтобы их кто-нибудь не перекупил. Но могу сказать, что летом достаточно загружены аэропорты, например, Ниццы и Каннов. Во Франкфурте, который является крупным деловым центром, проблемы со слотами наблюдаются круглый год. Похожая ситуация в Париже, Лондоне, Берлине, где закрывается один из аэропортов, в Мюнхене, Швейцарии (там, правда, трудности из-за погоды) и во «Внуково». Но покупка аэропорта – последнее средство. Есть много других способов улучшить ситуацию со слотами: планировать заранее спрос или договариваться с окрестными, менее загруженными аэропортами. Отличный пример такого сотрудничества – Олимпийские игры в Лондоне. На время их проведения Хитроу будет закрыт для бизнес-авиации. Но деловая жизнь на время Игр не может прекратиться. Поэтому мы собираемся летать из Лондон-Сити, Фарнборо, Лутона, Биггин-Хилла и сейчас работаем над изменением логистики, договариваемся о кейтеринге и проч.

– Frankfurt Egelsbach принимает только ваши рейсы или всех желающих?

– Его услугами пользуются и другие компании.

– Удается зарабатывать на этом проекте?

– Самая большая выгода, которую он приносит, – наши клиенты могут прибыть во Франкфурт в любое удобное время. По финансам он даже выходит в ноль сейчас.

– На чем основано ваше партнерство с Lufthansa?

– Клиенты Lufthansa Private Jet эксклюзивно летают на самолетах NetJets Europe. Мы же принимаем и обрабатываем заказы клиентов Lufthansa Private Jet в нашем операционном центре в Лиссабоне, где также находится команда, обслуживающая их клиентов.

– Вы намерены заключать подобные соглашения с другими авиакомпаниями?

– Не в Европе. Lufthansa настолько крупная компания, что покрывает всю Европу, и у нас нет необходимости в новых партнерах.

– Россия стремится поддерживать свою промышленность, в том числе планы по выпуску отечественных бизнес-джетов. Вы будете способны их покупать?

– У нас есть отдел, который выбирает, какие самолеты компания будет закупать, а также оценивает потребности компании. Если российская техника окажется соответствующей нашим стандартам по безопасности, комфорту, надежности и т. д., то нет никаких препятствий к тому, чтобы российская техника вошла в наш флот. Насколько я знаю, российская авиапромышленность уже создает специализированные самолеты, отвечающие высоким стандартам. Например, для тушения пожаров.

– Сколько лет эксплуатируются самолеты компании?

– В зависимости от размера. Небольшие – 7–10 лет, средние – 10–12, крупные могут летать и 15–17. Нужно отметить, что мы продаем самолеты в отличном техническом состоянии, они служат еще долгие годы.

– Вы заказали у Bombardier 120 машин на $6,7 млрд со сроком поставки 10 лет. Они пойдут на расширение парка или замену устаревших машин?

– И так и так. В нашем 10-летнем плане заложено, что спрос на бизнес-авиацию будет постоянно расти. По контракту с Bombardier мы обязаны в любом случае выкупить 50 машин, остальные – в зависимости от ситуации.

– Сколько из них пополнит европейский флот?

– Опять же многое зависит от спроса на наши услуги. Куда пойдет самолет, в США или Европу, определяется, только когда на него ставится авионика, т. е. у нас есть время принять решение.

– Возможно ли новому игроку войти в рынок бизнес-авиации – как с нуля, так и крупному авиаперевозчику?

– Да, если у них есть много денег, много терпения и много времени.

– Ваша компания была основана в 1996 г. Окупились ли вложенные в нее инвестиции?

– Я никогда не проводил таких подсчетов.

– Экономическая активность все больше смещается сейчас в Азию. Как меняется география полетов?

– Если посмотреть на карту мира, то количество бизнес-перевозок в Австралию держится на прежнем уровне. Китай растет. В Индии спрос постоянно колеблется. Россия растет в европейской части, за Уралом не видно особой активности. Мы наблюдаем увеличение деловых перевозок на юге и западе Африки, но в центре особой активности не отмечается. Аравийский полуостров также растет. В странах Карибского бассейна, так же как и в Восточной Европе, мы наблюдаем рост. В Северной Америке незначительное увеличение количества перевозок. В Южной Америке мы видим спрос на перевозки в Бразилии и Аргентине, остальные страны особых изменений не показывают. Если смотреть в процентах роста, то в лидеры по бизнес-перевозкам выйдут Индия и Китай. Но если смотреть по количеству перевезенных пассажиров, в списке лидеров Индии вообще не будет, Китай, наверное, удержится, а наибольшей популярностью будут пользоваться полеты в и за пределы США, России, Ближнего Востока.