Сечин теряет своих директоров в госкомпаниях

Правительство утвердило кандидатов в советы директоров госкомпаний. Среди них стало больше людей из кадрового резерва президента и меньше выдвиженцев вице-премьера Игоря Сечина

Из кадрового резерва президента в совет директоров «Шереметьево» номинирован владелец группы «Каскол» Сергей Недорослев, он заменит кандидата в президенты Михаила Прохорова. В ВТБ предложено избрать «резервиста», экс-президента АФК «Система» Леонида Меламеда вместо бывшего президента УК «Тройка диалог» Павла Теплухина. В «Алросе» вице-президент «Вымпелкома» Павел Бородин должен заменить руководителя Гохрана Владимира Рыбкина. В «Транснефти» член Общественной палаты Ольга Костина потеснит председателя совета директоров «МДМ банка» Олега Вьюгина.

Списки кандидатов в течение месяца согласовывались администрацией президента. По требованию Кремля из совета директоров «Транснефти» будут выведены и. о. гендиректора «Роснефтегаза» Лариса Каланда и вице-президент РАН Александр Некипелов. Их места займут председатель совета директоров «Итеры» Игорь Макаров и ректор московской школы управления «Сколково» Андрей Волков. Совет директоров «Роснефти» покинут гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и президент «Транснефти» Николай Токарев, вместо них номинированы президент Банка Москвы Михаил Кузовлев и президент UCP Capital Partners Илья Щербович (полный список на www.vedomosti.ru).

На сайте правительства опубликовано распоряжение премьера Владимира Путина о выдвижении кандидатов в советы директоров крупнейших госкомпаний.

При подборе кандидатов учитывалось поручение президента привлекать больше людей из кадрового резерва президента, рассказывает сотрудник аппарата правительства. К 26 «резервистам», отобранным в прошлые годы, предложено добавить еще 36 в 37 госкомпаний, рассказывал директор департамента Минэкономразвития Алексей Уваров. «Нежелательным было увеличение количества чиновников в советах, а также в качестве профессиональных директоров старались привлекать менеджеров из частных, а не государственных компаний», – добавляет чиновник Белого дома.

Большинство людей, выведенных из советов сырьевых госкомпаний, близки к Сечину, замечает сотрудник аппарата правительства: «Новые кандидатуры согласовывались им тяжело». Например, Каланда в 2007 г. была назначена в «Роснефтегаз» по протекции тогдашнего председателя совета директоров Сечина, рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к «Роснефтегазу». Атака на людей Сечина связана с желанием администрации президента упрочить свои позиции в споре о возможной приватизации сырьевых госкомпаний, полагает собеседник «Ведомостей».

Процедура отбора кандидатов непрозрачна, причем прежде всего в крупных госкомпаниях, констатирует Михаил Кузык из Межведомственного аналитического центра: «Непонятно, как отбирают одних кандидатов и отсеивают других». Нужно хотя бы определиться с критериями для директоров и сделать их публичными, советует Кузык.