Шаляпинский фестиваль в Казани: Перевод басов на летнее время

Шаляпинский оперный фестиваль в этом году проводился в Казани в тридцатый раз – и в последний раз зимой. С 2013 г. его переведут на лето: сперва он совпадет с Универсиадой, а потом останется на службе летнего туризма
kazan-opera.ru

Шаляпинский считается единственным чисто оперным фестивалем страны – на нем нет ничего лишнего, например симфонических программ. Директор Театра имени Джалиля Рауфаль Мухаметзянов говорит скупо: «Оперный театр должен показывать оперы». И показывает.

Конечно, не Мюнхенский оперный фестиваль. Хиты вроде «Травиаты», «Риголетто» и «Аиды» в Казани шли, идут и будут идти. Но театр делает их новые постановки. А завлекают на Шаляпинский – и завлекают успешно – певцами, которых приглашают из ведущих театров России, ближнего, а то и дальнего зарубежья. Ньюсмейкером тридцатого фестиваля стал немецкий бас Рене Папе, cпевший в Казани Бориса Годунова в день рождения Шаляпина – спел с такой же отдачей, как делает это в Зальцбурге или на сцене Метрополитен-оперы. При этом сюрпризом стало знакомство с челябинским контратенором Антоном Крутько: он произвел впечатление в крошечной роли царевича Федора Годунова, спел и на заключительном гала-концерте. С басами из Мариинки, Большого, Киевской оперы на фестивале был даже перебор. Но не придерешься: амплуа выдающегося земляка Федора Шаляпина должно как-то работать. Внушал уважение и десант певцов Мариинского театра с прелестной Ольгой Пудовой в заглавной партии «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Конечно, наделал шума «Очарованный странник» Щедрина в мариинском исполнении под руководством Валерия Гергиева. Событие тянуло на политическое: в партере и правительственной ложе собралась вся чиновная элита во главе с премьер-министром Республики Татарстан.

Время понемногу меняет фестивальную картину Шаляпинского. Никаких революций – но любопытен новый «Риголетто» режиссера Михаила Панджавидзе, где рисованные декорации комбинируются с 3D-проекциями: не эксперимент, но и не вчерашний день, если даже шут герцога Мантуанского возвращается с работы в гондоле. В «Лючии ди Ламмермур» Панджавидзе справился с оперой Доницетти на сюжет Вальтера Скотта на манер главного у нас в авторской режиссуре Дмитрия Чернякова. У «Травиаты» французской постановщицы Жаннет Астер – эффектное облачение в эпоху модерн. Кто бы мог подумать? Но с музыкой не все благополучно. После ремонта акустика в соскобленных до камня стенах оперного театра оставляет желать лучшего. Да и оркестр с Ренатом Салаватовым и Марко Боэми не на высоте.

Но в 2013 г. Казань принимает Всемирную универсиаду, и руководство республики озабочено серьезным культурным сопровождением. Вслед за Татарским симфоническим оркестром теперь получил президентский грант и Татарский театр оперы и балета. По словам Мухаметзянова, 124 млн грантовых рублей – это примерно треть ежегодного бюджета театра. Стало быть, фестиваль располагает средствами, чтобы исправить акустику, провести дирижерский и инструментальный конкурсы и попытаться обрести спортивную форму.