Надежда подбитого летчика

Большинство работодателей убрали из требований в вакансиях возрастные ограничения и заявляют, что ориентируются не только на молодых. Но стало ли проще искать работу людям старшего поколения?

Экс-глава «Мосэнерго» Анатолий Копсов через месяц отметит 70-летний юбилей. Должность президента корпорации «Газэнергострой газотурбинные технологии» он занял в июле 2011 г., в 69 лет. «Я очень люблю [нанимать] специалистов в возрасте 45+. Особенно это касается проектировщиков: с одной стороны, у них старая школа проектирования и большой опыт работы, а с другой – такие специалисты в хороших отношениях с компьютером», – признается Сергей Чернин, президент ГК «Корпорация «Газэнергострой», пригласивший на работу Копсова. «У нас много работы для специалистов старше 45 лет и даже для тех, кому за 60. В нашей компании есть «зубры», на которых держалась половина энергетических строек в России за последние 30 лет. Я за них держусь и никогда по собственной воле на пенсию не отпущу. Такие люди многое умеют и получают в разы больше молодых», – утверждает он.

В банке «Нордеа» по многим вакансиям нет возрастных рамок, хотя часто требования к должности и критерии отбора нацелены на людей, обладающих потенциалом к обучению, развитию и росту, говорит Ольга Алтунина, директор по персоналу ОАО «Нордеа банк». Средний возраст сотрудников «Нордеа банка» составляет 35 лет, причем в регионах он даже чуть выше, чем в столице. За последний год из 320 новых сотрудников 5% составили люди старше 45 лет. А всего в банке на сегодняшний день работает порядка 18% сотрудников в возрасте старше 45 лет. Это опытные специалисты и руководители, многие из них выполняют функцию наставников для новых сотрудников, подчеркивает Алтунина. Но предпочтение при приеме на работу, по ее словам, отдается прежде всего профессиональным навыкам и личностным качествам, а не возрасту.

Вопросы о том, как искать работу после 45 и стоит ли скрывать свой возраст в резюме, стали самыми популярными на вебинаре, проведенном для соискателей компанией HeadHunter. 17% соискателей задали его в тех или иных вариациях. Однозначного ответа на такие вопросы нет, признают эксперты HeadHunter. Не указывать свой возраст совсем в резюме нельзя. Занижать возрастную планку категорически не рекомендуется. Это чревато тем, что, даже если претендент понравится работодателю на собеседовании, он не пригласит его на работу, узнав о лжи.

Возраст не продается

«Продавать нужно не возраст, а опыт, возможности и навыки – словом, ту потенциальную пользу, что человек может принести работодателю, – подчеркивает Марина Хадина, руководитель направления «Соискательские сервисы». – Бывает, что работодателя смущают возрастные соискатели. Он опасается отсутствия гибкости, невысокой работоспособности, медлительности, отсутствия современных знаний, вероятности частых больничных и полагает, что большой опыт затруднит обучаемость». Рецепт от Хадиной – современное резюме с деловым фото, подчеркивающим хорошую форму, и деловой настрой, краткое описание профессионального опыта с акцентом на знания современных технологий в своей области.

Наиболее востребованной на российском рынке труда остается категория уже опытных, но все же более молодых специалистов – т. е. диапазон 28–45, считает Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «Юнити». Хотя все же, по ее словам, некоторые работодатели пересмотрели возрастной уровень кандидатов и начали рассматривать и соискателей от 45 лет. Сказываются и усталость работодателей от не всегда адекватных зарплатных ожиданий молодых специалистов, и естественное взросление первопроходцев российского бизнеса. Десять-пятнадцать лет назад им, тогда 30-летним, было сложно сработаться с 50-летними. Перешагнув же 40-летний рубеж, многие топ-менеджеры российских компаний на собственном примере поняли, что профессионализм и работоспособность никуда не пропадают, говорит Анисцына.

Не просто лояльность

Наличие взрослых людей в команде может служить знаком качества, означающим, что уровень доверия к работодателю высок, утверждает Илья Политковский, директор по внешним коммуникациям Yum! Restaurants International Russia (сети KFC и Pizza Hut): «Люди среднего и старшего возраста более лояльны к работодателю и принимают решение о выходе на работу на более длительный период. Говорить о том, что они менее требовательны к зарплатам и условиям труда, не приходится: эти сотрудники внимательно изучают условия, прежде чем принимают решение».

В кризис за кассовыми аппаратами в заведениях фастфуда стали все чаще появляться возрастные сотрудники. В ресторанах сетей «Макдоналдс» и «Ростикс-КFC», всегда привлекавших на работу совсем молодых, это было особенно заметно. Судя по всему, такое сотрудничество оказалось компаниям выгодно. В «Макдоналдсе» даже появилась программа обучения, ориентированная на более взрослую аудиторию, а не на студентов, чаще всего подрабатывающих в сети закусочных. Специальной «возрастной» программы подготовки сотрудников ресторанов Yum! Restaurants International Russia нет. «Мы уделяем много внимания обучению сотрудников как на стартовых позициях, так и на руководящих. Главное – желание учиться, возраст здесь не имеет значения», – говорит Политковский.

Отрасли повзрослели

«Дело не в возрасте, а в отраслевой принадлежности бизнеса, – убежден Дмитрий Кантор, исполнительный вице-президент коммуникационного агентства «Крос». – Есть очевидно молодежные отрасли, прежде всего интернет-бизнесы. В них редко встретишь людей старше 40. Но есть отрасли, где гораздо больше ценятся авторитет, связи, знание традиций, – это прежде всего госсектор, финансы, консалтинг, GR и все, что связано с лоббированием. На таких направлениях всегда востребованы более взрослые люди».

«Действительно, среди людей за 45 встречается несколько типов. Есть те, кто к этому возрасту сделал хорошую карьеру. Они стоят гораздо дороже молодых и задорных, готовых идти на финансовый компромисс ради карьеры. Но есть и так называемые сбитые летчики», – подмечает Кантор. По его словам, такие люди действительно очень лояльны, но малоэффективны. Они получили уже некую психологическую травму и всего боятся.

«Конечно, степень востребованности сотрудников старше 45 определяется сектором экономики, в котором работает компания, уровнем конкуренции на рынке труда, социально-демографическими особенностями региона, а также спецификой деятельности предприятия», – заключает Алтунина из «Нордеа банка».