Вручение "Инновации": Александр Бродский получил главный приз
Жюри премии «Инновация» главный приз справедливо отдало Александру Бродскому – он действительно создал в прошлом году лучшее произведение визуального искусства, которое никто не увидитВ благодарственном слове при получении премии художник Александр Бродский сказал, что, хороша ли была его Cisterna, теперь не проверишь. Лучшее произведение 2011 года по решению жюри VII Всесоюзного конкурса в области современного визуального искусства, организованного Минкультуры РФ и Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), просуществовало, по словам автора, пять дней легально и еще столько же.
Счастливцы, посетившие этой осенью шестнадцатиметровую подземную цистерну московского мясокомбината, освещенную и одухотворенную (с помощью света и воздуха) художнической фантазией, запомнили пережитые удивление и восторг. Остальным остается только сокрушаться, что пропустили лучшее. Потому что ни монументальное видео победившей инсталляции, которое представляет «Цистерну» на выставке «Инновация 2011» в ГЦСИ, ни блистательные фотографии влюбленного в Бродского Юрия Пальмина всего о волшебстве превращения не расскажут.
Что делать, современное искусство редко воплощается в материальных предметах, готовых к музейному хранению. Оно эфемерно, следит только в документации. Вот и прошлогодний победитель «Инновации» – монументальный рисунок группы «Война» на Литейном мосту просуществовал недолго. Зато фотографии его обошли мир. Эстетических качеств у лучшего произведения визуального искусства 2010 года нет, оно хорошо и в пересказе. Cisterna – противоположный случай, ее надо было увидеть и пережить.
Достоинства победителей среди кураторских проектов – столичных и региональных – также не проверишь. Но пресса у выставки Виктора Мизиано «Невозможное сообщество» была восторженная, а калининградско-варшавский «Анклав» заочно производит впечатление добротной работы.
Только номинация «Новая генерация» показала относительную «нетленку»: видео победительницы Таус Махачевой (21 минута) и получившего спецприз Stella Art Foundation Романа Мохрова (6 минут 44 секунды), а также фотографии Александра Гронского (призы посольства Франции и Британского совета) можно посмотреть каждому. Но тут лауреаты молодые, еще верящие, что искусство должно тянуться к зрителю, а не он искать, что полюбить.