Вектор


Акционеры второго сотового оператора России – «Мегафона» обсуждают изменение структуры собственности компании, сообщили на днях TeliaSonera (владеет 43,4%) и Altimo (25,1%). Они подтвердили информацию, которой давно делились люди, близкие к сторонам переговоров: Altimo, в 2003 г. купившая блокпакет «Мегафона» за $295 млн, обсуждает его продажу «АФ телеком холдингу» Алишера Усманова (владеет 31,1% «Мегафона») примерно за $5 млрд. TeliaSonera в этих переговорах участвует, скорее всего, не как продавец или покупатель, а как сторона, без которой сделку трудно осуществить. В 2009 г. TeliaSonera и Altimo заключили соглашение, предусматривающее внесение их пакетов в «Мегафоне» и Turkcell в уставный капитал новой компании, которую они хотели создать за рубежом. И хотя российский суд запретил выводить акции «Мегафона» за рубеж, формально соглашение еще действует (до середины мая 2012 г.), так что договориться без ведома и согласия TeliaSonera ее партнеры по «Мегафону» не смогли бы. Кроме того, участие TeliaSonera нужно для разработки дивидендной политики «Мегафона» (с уходом Altimo, по многим вопросам имеющей особое мнение, не останется никаких причин не платить дивиденды) и подготовки IPO (о котором акционеры «Мегафона» давно думают). А вот перспектива присоединения «Мегафона» к государственному «Ростелекому», одно время обсуждавшаяся даже на уровне Минкомсвязи, похоже, все более призрачна. Особенно если состоится IPO.

Трехсторонний пакт

Рекордсмены поневоле

В Санкт-Петербурге этой осенью должен открыться самый дорогой в городе дилерский центр – дорогой для его создателей. Строительство центра по продаже и обслуживанию автомобилей Mitsubishi площадью 5400 кв. м обошлось холдингу «Атлант-М» примерно в $20 млн, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Александр Пырко. Сама по себе цифра для России не новая – до кризиса в Москве и даже в регионах строили центры и подороже, но резкое падение рынка превратило такие проекты в легенды, и сами центры получили у участников рынка прозвище «Тадж-Махалы» – в том числе потому, что некоторые из них чуть не похоронили бизнес своих создателей. Конечно, сейчас рынок растет, хоть еще и не вернулся на докризисные показатели. Но «Атлант-М» не стоит подозревать в расточительности. Девелоперский рекорд объясняется просто: проект был заложен в 2007 г., а в 2009 г. стройку, готовую на 80%, пришлось заморозить. А когда в 2011 г. «Атлант-М» решил ее возобновить, оказалось, что городская администрация к докризисным проектам вернуться не готова и строить все запланированные вокруг комплекса дороги и коммуникации не собирается. Пришлось дилеру вкладывать в инженерную инфраструктуру собственные средства. Похоже, надежд на то, что чиновники выйдут из кризиса, у бизнесменов не осталось.

Между МАЗом и «Камазом»

«Мы больше года уже работаем и сегодня близки к тому, чтобы найти компромиссный вариант», – цитирует «Интерфакс» первого заместителя премьер-министра Белоруссии Владимира Семашко. Так он охарактеризовал ход переговоров о создании холдинга «Росбелавто». Почти через полтора года после начала переговоров белорусская сторона определилась с оценкой МАЗа: $1,095 млрд. «Камаз», «если мне не изменяет память», оценен в $1,68 млрд, сказал Семашко.

Белоруссия собирается внести в холдинг 49% МАЗа (Россия настаивает на 51%), по 50% Минского моторного завода и белорусского холдинга БАТЭ. Всего в холдинге российская сторона может получить 54%, остальное отойдет Белоруссии, заявил Семашко.

Белоруссия продолжает набивать цену МАЗу. Ранее правительство страны не устроила оценка «Камаза» и МАЗа, выполненная Ernst & Young (компания была выбрана российской стороной по согласованию с белорусским правительством). МАЗ оценили в $800 млн, «Камаз» – примерно в 2–2,5 раза дороже. Не исключено, что оценка Белоруссии теперь не устроит российскую сторону, у которой недавно появился дополнительный аргумент в споре: желание Daimler получить блокпакет предприятия (сейчас у немцев 15%). «Камаз» вчера стоил на бирже 32,3 млрд руб.

Налоговые контролеры в банках

Неуплата налогов вскоре может обернуться российскому бизнесу еще большими проблемами – в феврале вступили в силу новые требования FATF (международная организация по борьбе с отмыванием незаконных доходов), согласно которым уклонение от уплаты налогов будет служить основанием подозревать компанию или гражданина в отмывании денег. Россия, как член FATF, должна присоединиться к этому требованию – соответствующие поправки в правительство уже направлены Росфинмониторингом.

Из документов следует, что уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей может предшествовать легализации преступных доходов, передал портал banki.ru со ссылкой на документ. Знают о них и в Госдуме. Предлагаются изменения в Уголовный кодекс, исключающий на данный момент налоговые правонарушения из числа операций, в результате которых были отмыты преступные доходы. Это не очень приятная новость для предпринимателей и банков, признался один из банковских лоббистов: «Банки оценивают операции клиентов и сообщают о подозрительных разведке: им придется дотошнее разбираться с целями операций, что вряд ли обрадует клиентов».