Автодороги: Забота о концессионере

Новая форма взаимодействия государства и бизнеса в части концессионных проектов и контрактов их жизненного цикла формирует совершенно иной подход к частному сектору строителей, к консорциумам, сформированным для строительства и эксплуатации дороги. Мы понимаем, что пришли не построить дорогу за год и сменить место дислокации, а что мы в этом регионе в течение тридцати лет будем эксплуатировать дорогу, привлекать на нее клиентов.

ЗАО «Лидер»

Управляющая компания. Акционеры: «Согаз» (75% плюс 1 акция), Газпромбанк и НПФ «Газфонд» (25% минус 1 акция). Крупнейшая в России по сумме активов в управлении – на 31.12.2011 г. составляли 372,2 млрд руб.

Введение платы за проезд по дороге – тоже способ разгрузить ее и повысить пропускную способность. Потому что это стимулирует спрос на менее дорогой способ передвижения – городской транспорт, коллективные поездки. С другой стороны, это позволяет на абсолютно комфортных условиях создавать возможности скоростного проезда и выгодно использовать транспортную структуру для более платежеспособного спроса. Тарифное регулирование используется не только как инструмент получения дополнительного дохода, финансирования строительства, но и как способ оптимизации транспортного потока. Мы рассчитываем, что регулирование тарифов будет максимально приближено к операторам. Они видят ситуацию на конкретном участке автомобильной дороги и могут устанавливать целесообразные тарифы.

Относительно контрактов жизненного цикла нам кажется важным, чтобы вопросы, связанные со взиманием платы за проезд и касающиеся дохода концессионера, сохранялись в той редакции, которая уже применяется во всех концессионных соглашениях как на федеральном уровне, так и на региональном – в нашем случае в Санкт-Петербурге. Это снизит опасность превращения платы за проезд в налог или государственный сбор. Тогда она, естественно, пойдет в доход федерального бюджета, а концессионеру будет отведена роль налогового агента. Любая новая интерпретация кажется нам крайне рискованной. Сохранение существующего порядка взимания платы концессионером защитит дорожную отрасль от административного воздействия.

Сохранение платы за концессионером не влияет на распределение доходов между государством и бизнесом. Часть полученных таким путем доходов может перечисляться государству, но как уже плата концессионная, например, или как деление дополнительного дохода. Это уже вопрос формы, это не приведет к негативным последствиям и позволит обеспечить безопасность всей концессионной схемы.