Рейтинг: 108 лучших работодателей России

Лучшие работодатели России» – не обязательно крупнейшие компании. Этого статуса способны добиться и небольшие предприятия, в том числе региональные. Таковы итоги исследования, проведенного компанией HeadHunter. Оно доказывает, что главное – увлечь сотрудников работой, а как – каждый решает сам
  • Елена Виноградова,
  • Татьяна Мартьянова
  • / Ведомости
Как определяли лучших. Итоговый балл участника, определяющий его место в рейтинге, складывается из трех оценок.

Первая из них, внешняя оценка, – это мнение соискателей, ищущих работу. По методике, одобренной ВЦИОМ, соискатели, зарегистрированные в базе hh.ru, называли компании, в которых они хотели бы работать. Опрос проводился с 1 по 15 декабря, каждый респондент мог высказать свое мнение один раз и отметить в каждой категории не более трех желанных работодателей. Затем для каждой компании рассчитывалась доля упоминаний (количество упоминаний о ней к общему количеству участников). Вес этой оценки в общем показателе – 40%.

Рейтинг «Работодатели России» составляет кадровый холдинг HeadHunter с помощью партнеров-экспертов – «Экопси консалтинга» и ВЦИОМ. Официальный аудитор рейтинга – PwC. К участию в нем приглашались компании с численностью персонала свыше 100 человек, у которых на момент начала исследования (1 октября 2011 г.) были открытые вакансии, причем они необязательно должны были размещаться на карьерных сайтах HeadHunter, объяснила ведущий эксперт рейтинга Нина Осовицкая.

Каждая компания – участница рейтинга получает в нем место в соответствии с итоговым баллом, полученным после трех этапов оценки: среди соискателей, HR-специалистов и сотрудников. В рейтинг не были включены компании, сотрудники которых не проявили достаточной активности в онлайн-опросах. Был установлен минимальный порог в зависимости от численности персонала – например, в компаниях, где работает около 100 человек, в исследовании должно было принять участие не менее чем 40% от общего числа персонала, и его преодолели не все.

Рейтинг составляется второй год, но по сравнению с пилотным вариантом 2011 г. методика значительно изменилась, например, в части оценки HR-эффективности компаний, продолжает Осовицкая. В 2011 г. делался большой акцент на автоматизацию HR-процессов – выяснялось, какие информационные системы использует компания, насколько технологично решаются вопросы кадровой политики, объясняет она. В этот раз по рекомендации PwC больше внимания было уделено роли HR-менеджмента в решении стратегических вопросов, наличию программ по развитию персонала и т. п., рассказала Осовицкая.

Кроме того, ряд участников прошлогоднего рейтинга в этот раз решили не принимать участия в исследовании по внутренним причинам. Например, СТС Media, занимавшая в рейтинге 2010 г. 3-е место, отказалась от участия, сославшись на серьезные структурные изменения в компании, говорит Осовицкая.

Итоговую оценку в рейтинге лучших работодателей России 2012 г. получили 108 компаний против 97 в 2011 г. Всего к участию в рейтинге в этом году было приглашено более 500 компаний, из которых 221 компания зарегистрировалась для участия.

Лучшие из лучших

«Лучшим работодателем России» по версии НН оказался банк «Уралсиб», набравший более 120 баллов.

«В последние годы HR-служба банка работала над повышением заинтересованности и удовлетворенности сотрудников, над созданием и поддержанием положительного имиджа HR-бренда», – говорит Екатерина Успенская, которая занимает пост директора по управлению персоналом ФК «Уралсиб» шесть лет. Силами внешних провайдеров – международной компании Hewitt – в последние четыре года проводились замеры уровня вовлеченности, показавшие впечатляющую динамику, продолжает она.

Совсем немного от «Уралсиба» отстала компания Google (119,4 балла), традиционно попадающая на первые позиции в рейтингах лучших работодателей США и Европы. В пятерку лидеров также вошли «Вымпелком» (114,8 балла), Coca-Cola Hellenic и Pfizer.

Еще в топ-15 участников оказались две структуры, связанные с «Газпромом», – ОАО «Газпром нефть» на 8-м месте и Газпромбанк на 13-м, а также такие известные компании, как «ВТБ 24», DHL Express, компания «1С: бухучет и торговля».

Рядом с этими компаниями стоят менее раскрученные имена. Например, 7-ю позицию занял логистический оператор «Алиди». А 15-е место – сеть региональных автодилерских центров «Ключавто». Последняя сумела опередить в рейтинге МТС и Альфа-банк (16-е и 17-е места).

Сравнительно небольшие компании оказались рядом с лидерами рынка, потому что итоговые баллы участника очень сильно зависят от оценки компании ее сотрудниками, объясняет Осовицкая: «То есть если в компании люди работают с удовольствием и прикладывают значительные усилия для достижения лучшего результата, то у нее есть все шансы обогнать в нашем рейтинге самых именитых участников». Что и сделали, например, «Алиди» и «Ключавто».

Конечно, при разработке методики рейтинга HeadHunter учитывала западный опыт и в первую очередь ориентировалась на рейтинг Fortune – 100 Companies to work for. «Но мы, взяв западные методики за основу, серьезно их переработали. Мы сумели добавить оценку, основанную на мнении соискателей, т. е. соединили внутренние измерения и внешние. Это наша сильная сторона», – отмечает Осовицкая.

Основа рейтинга Fortune – анкетирование сотрудников компании и экспертная оценка политики участников в отношении персонала и корпоративной культуры. Список победителей этого рейтинга также совсем не совпадает с рейтингом крупнейших в своих отраслях компаний, ведь побеждают не компании с самым большим оборотом, а те, кто сумел добиться наибольшего взаимопонимания с сотрудниками (подробнее об этом читайте на стр. 16).

В России есть и другие конкурсы работодателей, но их методология отличается от выбранной HeadHunter.

Так, премия People investor, которую с 2008 г. проводит Ассоциация менеджеров России, ставит целью определить лучшие корпоративные практики в области управления деловыми ресурсами. Экспертный совет и жюри проекта отбирают лучшие программы, представленные для оценки работодателями – участниками проекта.

Экспертное жюри из представителей кадровых агентств, юридических и аудиторских компаний Москвы определяет номинантов в категории «Лучший работодатель» (премия «Капитаны бизнеса» журнала «Управление персоналом»).

Рецептов нет

Рейтинг показывает, что нет единого рецепта лучшего работодателя – у каждого путь на вершину свой, заключат Осовицкая. Кто-то выиграл баллы за счет активного продвижения своего бренда на HR-рынке, кто-то – за счет высочайшей вовлеченности персонала в работу компании. У некоторых участников рейтинга были очень высокие внешние показатели, но их сотрудники не демонстрировали большого энтузиазма и лояльности. Впрочем, для некоторых отраслей это нормально, продолжает Осовицкая, – например, сотрудники банков обычно дают более низкие оценки своему работодателю, чем люди творческих профессий. (Во время исследования у сотрудников, например, спрашивают, получают ли они удовольствие от работы, имеют ли возможность общаться с руководителем, есть ли у них ощущение причастности к общему делу и т. д.)

«Так как состав лидеров рейтинга очень неоднородный, сложно выделить одну тенденцию, способствующую превращению компании в идеального работодателя, – за каждым высоким местом стоит своя история, – говорит Осовицкая. – Но легко заметить, что у всех компаний в топ-15 обширный социальный пакет, развитые системы премирования и множество программ по личному развитию персонала». По части преференций для персонала чемпионом выглядит Google. Компания предоставляет своим сотрудникам бонусы и опционы на акции компании, гибкий рабочий график, оплату домашнего интернета, бесплатное питание, включая напитки и закуски в офисе, а также занятия йогой в офисе. У остальных участников пакет стандартнее, но ДМС, страхование жизни, корпоративный транспорт и фитнес-программы есть у всех.

Не только пакет

Что еще, кроме компенсационного пакета, используют компании для мотивации сотрудников?

Рецепт успеха «Эр-телекома» – дать каждому сотруднику возможность построить карьеру с нуля до той ступеньки, которая соответствует профессиональным возможностям и личным амбициям, говорит ведущий региональный менеджер по найму персонала «Эр-телекома» Вера Лучко. Важно и то, что верхней планки нет – компания работает в 42 регионах, и в каждом филиале существует масса возможностей проявить себя.

DHL строит репутацию на последовательной и справедливой HR-политике и не обещает сотрудникам больше, чем может сделать, говорит Елена Петрова, директор по работе с персоналом DHL Express в странах СНГ и Юго-Восточной Европы. Благоприятная атмосфера внутри коллектива легко конвертируется уже во внешнюю репутацию, добавляет она.

Еще пять лет назад компания ВСG была не слишком заметна как работодатель на российском рынке, говорит Ирина Гайда, партнер и управляющий директор BCG. В российском рейтинге HeadHunter компания не участвовала, в последнем рейтинге Fortune компания BCG – на 2-м месте. Сегодня, несмотря на крайне высокую конкуренцию за талантливые кадры, компания может селективно отбирать лучших – только 5–6 лучших кандидатов из 100 получают предложение о работе в BCG, рассказывает Гайда. По ее мнению, важными факторами успеха являются последовательная реализация тех обещаний, которые даются кандидатам, и привлекательная корпоративная культура. «С одной стороны, мы нацелены на рост, что дает возможность быстрого продвижения по карьерной лестнице и уменьшает внутреннюю конкуренцию. С другой стороны, мы не стремимся навязать какой-то один тип поведения и развития», – объясняет Гайда.

«Лучший работодатель не имеет общего определения – это очень индивидуальный вопрос, – предупреждает Андрей Чулахваров, руководитель направления «Подбор постоянного персонала» Coleman Services. – Для кого-то идеальной компанией будет государственная корпорация с минимальными рисками пертурбаций, для кого-то – молодой айтишный стартап, для кого-то – лидер рынка с четкими возможностями карьерного роста. Сейчас каждый соискатель отвечает на этот вопрос очень индивидуально».

Тем более что зарплаты в компаниях, обладающих сильным HR-брендом, как правило, не самые высокие на рынке. «Обычно сотрудники таких компаний получают среднюю зарплату по рынку или даже немного ниже средней, – говорит Мария Самиуллина, управляющий партнер компании Job Search Coach. – Потому как эти работодатели не без основания полагают, что этот «зазор» с лихвой компенсируется нематериальной составляющей – самим брендом работодателя. И действительно, при дальнейшем поиске работы авторитет предыдущего работодателя добавляет плюсы соискателю».

Елена Евстюхина, руководитель группы «Анкора», не согласна, что компании с HR-брендом недоплачивают. Компании становятся привлекательными не только из-за наличия сильного бренда, но и по причине хорошего компенсационного пакета. То есть бренд успешного работодателя тесно связан с финансовой составляющей, которая, как правило, находится на уровне или выше рынка, уверена она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать