Биржевые роботы на высокой частоте

Регуляторы США определились с тем, что считать высокочастотной торговлей. Меры в отношении ВЧТ будут затрагивать многих участников рынка – от крупных брокеров Уолл-стрит до небольших фирм

Вчера подкомитет Комиссии по срочной биржевой торговле США (CFTC) должен был представить определение высокочастотной торговли (ВЧТ). Этому предшествовало три месяца горячих обсуждений формулировки представителей CFTC с участниками рынка. В итоге было подготовлено определение, состоящее примерно из 60 слов, трактующих ВЧТ в широком смысле. Для трейдеров это плохой знак – в их интересах была бы более конкретная формулировка.

Подкомитет CFTC предлагает считать ВЧТ формой торговли с использованием сложных компьютерных программ, которые принимают автоматизированные решения на рынке без участия человека в конкретных сделках. CFTC также определяет ВЧТ как использование технологий для увеличения скорости, с которой фирмы посылают заказы на биржи и другие торговые платформы, и генерирование большого количества заявок на покупку и продажу по сравнению с другими, менее быстрыми типами трейдинга.

В определение ВЧТ еще могут быть внесены изменения, но оно не требует одобрения всей комиссии. Определение ВЧТ сформулировано таким образом, чтобы оно охватывало различный бизнес – от отделов крупных брокеров Уолл-стрит, занимающихся алгоритмической торговлей в интересах клиентов, до небольших фирм, специализирующихся на ВЧТ. За процессом работы внимательно наблюдал надзорный отдел CFTC.

Трейдинговые фирмы и даже некоторые представители консультантов CFTC говорили, что бесполезно пытаться дать определение группе участников рынка, не решив, какое поведение на рынке должно внушать беспокойство регуляторам. В обсуждениях участвовали специализирующиеся на ВЧТ Virtu Financial и Getco, Deutsche Bank, исследовательская Tabb Group, брокер и критик ВЧТ Themis Trading, а также NYSE Euronext.

Комитет конгресса по финансовым услугам тоже должен был вчера обсуждать ВЧТ. На прошлой неделе NYSE Euronext и NASDAQ представили конгрессу совместную презентацию о том, что развитие торговых платформ «темных пулов», на которых заказы инвесторов выполняются, минуя биржи, вредит как качеству рынка, так и доверию инвесторов.

По утверждению NYSE Euronext и NASDAQ, такие торговые операции способствовали обвалу (flash-crash) в мае 2010 г., когда за несколько минут Dow Jones потерял несколько сотен пунктов. «Ликвидность испаряется быстро, когда она распределена [по рынку] слишком тонко», – говорится в презентации.

Последний случай сбоя на рынке из-за ВЧТ произошел в первый день торгов акциями Facebook, которая провела IPO на NASDAQ. Тогда из-за большого количества отмененных заказов компьютерная система NASDAQ не справилась с объемом заявок, и трейдеры в течение нескольких часов не знали, выполнены ли они. Начальник отдела Credit Suisse по торговле акциями Дэн Матиссон во вчерашнем выступлении сравнил первый день торгов акциями Facebook с flash-crash. По его мнению, из-за этих сделок «возник хаос на рынках». Текст выступления Матиссона был известен заранее.

На слушаниях в конгрессе также должны были выступить гендиректор NYSE Euronext Данкан Нидерауэр, а также топ-менеджеры фирм, занимающихся ВЧТ, и брокеров. Нидерауэр призывает регуляторов принять меры, которые бы вернули торговлю на публичные биржи (текст его выступления также был известен заранее): «Не нужно ждать следующего flash-crash, чтобы ответить на вопрос, почему за последние годы объем торгов в «темных пулах» вырос втрое». На ВЧТ приходится более половины объема торгов акциями и фьючерами в США.

Гендиректор NASDAQ Роберт Грайфелд решил не участвовать в слушаниях конгресса. Причину этого решения представитель биржи комментировать не стал.