3000 лишних людей

За полтора года «Камаз» уволит до 3000 белых воротничков, чтобы соответствовать мировым стандартам по численности персонала

«Камаз»

Производитель тяжелых грузовиков. Основные акционеры: госкорпорация «Ростехнологии» (49,9%), консорциум инвесторов под управлением «Тройки диалог» (27,3%), Daimler совместно с ЕБРР (15%). Капитализация – 29,7 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – 106,8 млрд руб., чистая прибыль – 1,8 млрд руб.

Группа «Камаз» сократит до 30% офисных сотрудников до конца 2013 г., увольнения могут затронуть 3000 человек, рассказал директор департамента «Камаза» по связям с общественностью Олег Афанасьев. Сейчас во всех компаниях «Камаза» насчитывается около 50 000 работников.

Компания объявила о решении в понедельник, приказ генерального директора «Камаза» Сергея Когогина датирован 20 июля.

«Камаз» сокращает штат, чтобы приблизиться к принятым в мире стандартам соотношения производственного персонала и офисных работников, пояснил Афанасьев. Во всем мире в производственных компаниях белые воротнички составляют 10–11% от общей численности, на «Камазе» – 17%, говорит он. Зарплата оставшихся офисных сотрудников должна возрасти, утверждает топ-менеджер.

По словам Афанасьева, к общепринятым стандартам автоконцерн планирует привести и долю управленческих расходов в себестоимости автомобиля. Сейчас эти расходы у «Камаза» – 7–8%, мировая практика – 3–4%.

Афанасьев подчеркнул, что новации – самостоятельное решение «Камаза», а не требование его иностранного акционера Daimler. Объявленные сокращения предусмотрены программой повышения эффективности бизнеса группы на 2012–2013 гг. «Камаз» должен сократить расходы на 16,5 млрд руб., или на 18% от уровня 2011 г. Из них 8 млрд руб. – за счет повышения энергоэффективности и снижения энергозатрат, 6 млрд руб. – за счет увеличения продаж и менее 2 млрд руб. – за счет управленческих расходов.

По современным меркам затраты «Камаза» на содержание управляющего аппарата в 1,5–2 раза больше, чем у ведущих мировых автопроизводителей, говорит эксперт ИХ «Финам» Алексей Захаров.

«Камаз» держал раздутый управленческий штат, пока это позволяло состояние рынка, но теперь, когда спрос на тяжелые грузовики падает, подобная роскошь не по карману, считает Захаров. В России, говорит он, существуют «особенности национального представления» о роли крупных компаний в поддержании социальной стабильности и власти Татарстана не поняли бы руководителей завода, попытайся они сократить численность персонала.

У автоконцерна есть внутренние дополнительные стимулы для снижения расходов, добавляет Захаров. «Приобретение акций камского завода концерном Daimler предусматривает двухступенчатую выплату. Немцы при подписании договора (конец 2008 г.) уплатили за 10% акций «Камаза» $250 млн, – напоминает эксперт. – Еще $50 млн Daimler может заплатить при условии положительных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в этом году. Сумма немалая, за нее стоит побороться».

Пресс-служба «АвтоВАЗа» ответила «Ведомостям», что занимается «общей программой оптимизации издержек» и, возможно, «оптимизирует» административно-управленческий аппарат (коснется это людей, не связанных непосредственно с производством автомобилей), – «вопрос изучается среди остальных».