Калининград ближе

Чтобы сблизить Калининград с Россией, чиновники предлагают снизить цены на авиабилеты в анклав и ускорить поездку на поезде. Куда важнее декриминализация экономики региона, считают эксперты

Субсидирование перелетов предусмотрено и для жителей Калининграда. Стоимость льготного билета на рейс «Аэрофлота» из Москвы в Калининград и обратно – 5000 руб. Цены на обычные билеты – 7336 руб. на сайте «Аэрофлота» (рейс туда и обратно на этой неделе). Но вчера их не было в наличии, на других сайтах минимальная цена – 14 000−16 000 руб. (по данным tutu.ru, skyscanner.ru и momondo.com). Билеты дороже всего летом, когда растет туристический поток в область, замечает гендиректор Центра политконъюнктуры Михаил Виноградов, а льготные – туристы купить не могут. На Дальнем Востоке ситуация иная, объясняет гендиректор IRP Group Булат Столяров: его жители активно летают в европейскую часть страны.

Развитие транспортной связи Калининграда с остальной Россией обсуждалось на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича в конце июля (копия протокола есть у «Ведомостей»). Действительно, шла речь о том, как улучшить транспортное сообщение, подтвердил заместитель полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Станислав Воскресенский. По его словам, он сам предложил рассмотреть этот вопрос.

Чтобы облегчить поездку на поезде, чиновники предлагают организовать сообщение без досмотра на границе. Ведомствам поручено договариваться с Литвой.

Сейчас дорога от Москвы до Калининграда занимает более 22 часов, от Санкт-Петербурга – около 20 часов, около пяти часов можно было бы сэкономить, сократив время стоянки на границах, говорит представитель РЖД. Это предусмотрено Концепцией развития инфраструктуры к чемпионату мира по футболу, замечает он, ведь в Калининграде могут пройти матчи. Сейчас в поезде «Аллегро» из Санкт-Петербурга в Хельсинки сотрудники пограничных и таможенных служб едут вместе с пассажирами, дополнительные остановки не нужны, приводит пример представитель монополии. Но могут потребоваться деньги – 7 млрд руб., замечает он: поезда из Москвы могут развивать скорость до 140 км/ч, чтобы ускорить движение и на петербургском направлении, нужно обновить инфраструктуру.

А вот организация высокоскоростного сообщения не обсуждается, говорит один из участников совещания и подтверждает представитель РЖД. Это экономически нецелесообразно, объясняет он: пассажиропоток маленький (в 2011 г. Калининградская железная дорога перевезла всего 536 000 человек на всех поездах дальнего следования), 700 км из 1285 км пути проходят через другие страны, вложения могут не окупиться и за 25 лет. Суммарные инвестиции в два проекта скоростных магистралей от Москвы до Санкт-Петербурга и Екатеринбурга оценивались в 3,35 трлн руб. (данные из Концепции развития инфраструктуры к чемпионату мира по футболу).

Еще одна предложенная мера – снизить стоимость авиабилетов, следует из протокола. Среди способов – субсидирование стоимости, говорит представитель Росавиации. Сейчас этим механизмом могут воспользоваться жители Дальнего Востока, в бюджете выделено 2,5 млрд руб., средства на этот год уже освоены авиакомпаниями на 80%.

Из администрации президента уже пришло письмо, где ставится вопрос о билетах в Калининград, рассказывает сотрудник «Аэрофлота». По его словам, компания готова снизить цены, но, чтобы скидка была существенной, а рентабельность сохранилась, нужны реформы: например, отмена НДС на внутренних рейсах.

Самый простой путь – все то же субсидирование стоимости билетов, замечает начальник аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. Как показал опыт разорившихся дискаунтеров, в том числе «КД-авиа», компания, которая предложит дешевые авиабилеты, не сможет свести концы с концами, считает Пантелеев.

Снижение цен на авиабилеты и отмена досмотров – серьезный шаг навстречу области, считает Виноградов: регион чувствует себя забытым. Субсидирование билетов может увеличить объем авиаперевозок, туристическую и деловую активность, замечает Столяров, но это не самый серьезный барьер для развития региона. Область страдает от высокой криминализации, которая затрагивает и таможню, и правоохранительные органы, из-за этого не развивается транзитно-логистический потенциал (см. врез) и европейский анклав перестает быть преимуществом для России, заключает Столяров.