Нагиб Савирис: Нагиб Савирис, председатель правления Orascom Telecom Holding

Нагиб Савирис, египетский миллиардер из списка Forbes, известен как набожный христианин, ночной гуляка и человек, из-за которого война норвежской Telenor и российской Altimo за Vimpelcom вышла на новый виток. В юности он мечтал стать музыкантом, но судьба распорядилась иначе – сын основателя крупной строительной компании тоже стал бизнесменом. О чем, впрочем, не жалеет – ведь у него всегда остается время радоваться жизни и получать от нее удовольствие
S.Dawson/ Bloomberg

Нагиб Савирис немало тратит на искусство. Он совершил самую дорогую покупку написанной в Египте картины, заплатив за полотно Абделя Хади эль-Газзара 1 млн египетских фунтов. Он выделил средства, чтобы выставку египетского художника Самира Рафи привезли из Парижа в Каир. «Я отобрал ряд полотен. А на следующий день картины для выставки отбирал лично министр культуры Египта. Наш выбор совпал на 80%. Он сказал, что у меня наметанный глаз», – рассказывал Савирис. Он уверен и в том, что обладает хорошим музыкальным слухом, хотя так и не нашел времени, чтобы научиться играть на каком-нибудь инструменте. Каждый день он встает в 6.30, но при этом находит время и силы несколько раз в неделю до утра развлекаться на светских мероприятиях.

Штрихи к портрету

Своим недостатком в интервью CNN Савирис назвал эмоциональность: «Если при принятии решения борьба идет между разумом и сердцем, сердце всегда побеждает. Я не могу заключить сделку получше, потому что мне неудобно перед парнем, который сидит напротив меня, я не могу отнять у него последние деньги или быть жестким переговорщиком». В июне 2011 г. Савирис разместил в своем твиттере картинки Микки Мауса с бородой и Минни Маус в никабе. Эти карикатуры давно гуляют по стране, но их появление в блоге столь известного человека привело к скандалу, и Савирису пришлось публично извиняться. Нагиб считается неофициальным спикером семьи Савирисов. «Не я выбрал эту роль, – рассказывал он газете Al-Ahram Weekly. – Но мой отец и двое братьев достаточно сдержанны и недоверчивы к СМИ».

Orascom Telecom Holding

Мобильный оператор. Крупнейший акционер – Vimpelcom Ltd (51,7%), остальные акции в свободном обращении на биржах в египте и лондоне. Финансовые показатели (первое полугодие 2012 г.): выручка – $1,83 млрд, чистая прибыль – $152,5 млн.

Три брата

У Онси Савириса родилось три сына. Нагиб сейчас занимается телекоммуникациями, младший – Нассеф возглавляет семейный строительный бизнес Orascom Construction, средний – Сами руководит курортами на Ближнем Востоке и Швейцарии в Orascom Hotels and Development.

Секрет миллиардера

«Каждый день у меня один и тот же график, – рассказывал Савирис Cairo West Magazine. – Даже если я прихожу с вечеринки в 4 утра, в 6.30 я уже на ногах, чтобы пообщаться с детьми перед школой <...> и выпить чаю, смотря CNN и Bloomberg. В 8 утра, а порой и раньше, я отправляюсь на работу и до того, как придут подчиненные, не менее полутора часов работаю в одиночестве, чтобы подготовить все важные дела на сегодня. В 9.30 приходят сотрудники, и я распределяю между ними фронт работ. В 15.00 я обедаю с отцом, три-четыре раза в неделю к обеду присоединяются братья, порой все вместе. В 17.00 я делаю перерыв на сон – на час и 15 минут. Это мой секрет. Я не смогу веселиться ночь напролет, если не удалось поспать. С 18.15 до 19.15 – святое для меня время, которое я провожу с детьми, пока они не отправляются в постель. В это время я всегда дома. В 19.30 я возвращаюсь на работу на пару часов, чтобы, не беспокоя других, заняться делами, или же еду на физиотерапию – у меня проблемы со спиной. В 22.00 я возвращаюсь домой, принимаю душ и или остаюсь дома, или – три-четыре раза в неделю – отправляюсь [развлекаться] в город».

Правда, такой распорядок может измениться. «Последние три года были весьма трудными, – говорил Савирис в мае этого года. – Они изменили меня. Я хочу больше времени уделять тому, на что раньше времени просто не хватало, больше внимания уделять детям, жене, друзьям, наслаждаться прелестями жизни. Все это хорошо снимает стресс. Еще хотелось бы заниматься тем, что приносит мне счастье. Например, если нет приличных мест, куда я мог бы пойти, я открываю собственный пиано-бар Upstairs. Видеть людей, которые получают там удовольствие, – неиссякаемый источник радости. Сейчас я работаю над созданием небольшого бутик-отеля (при этом Савирис подчеркивает, что обычно он не инвестирует в недвижимость, это вотчина его брата. – «Ведомости»). Эти бизнес-проекты сложно вести, ведь они отвлекают меня от основной работы <...> Моя почасовая ставка может достигать $1 млн, так что время, которое я трачу на них, нерентабельно. Так что эти проекты я поместил в категорию хобби, чтобы не думать о цене».

Вкус к риску

В России Савирис известен как один из акционеров Vimpelcom. В 2011 г. Савирис обменял большинство своих телекоммуникационных активов на долю Vimpelcom (около 30% голосующих акций). К тому времени компания Савириса Orascom Telecom Holding успешно скупила доли в сотовых компаниях Италии, Канады, странах Африки и Азии. Сделку с Савирисом, которая сделала Vimpelcom шестым в мире сотовым оператором, поддержала «Альфа». Но ее условия не устраивали другого крупного акционера Vimpelcom – норвежскую Telenor, тем более что ее доля в итоге размылась с 36 до 25%.

С тех пор доля Савириса постепенно снижалась. В феврале он продал за $374,4 млн 11,4% голосующих акций Vimpelcom норвежцам. А на прошлой неделе фактически свернул свое присутствие в России. Было объявлено о двух сделках: 14,8% голосующих акций продано Altimo за $3,6 млрд, а 3,5% выкупит Telenor за $113,6 млн.

Александр Изосимов, в 2003–2009 гг. возглавлявший «Вымпелком», а в 2010–2011 гг. – Vimpelcom, рассказывает, что познакомился с Савирисом на заседаниях совета директоров международной Ассоциации GSM (Изосимов одно время возглавлял этот совет, а Савирис был одним из его членов): «Позиция Нагиба всегда была очень простой и линейной – в отличие от сложных многоступенчатых конструкций, которые часто строили топ-менеджеры других компаний». По его словам, Савирис всегда давал понять, что его как бизнесмена интересует прежде всего вопрос возврата инвестиций, этим и была продиктована его позиция.

В 2010 г. именно Изосимов вел переговоры с Савирисом об объединении Vimpelcom с его сотовыми активами. Савирис проявил себя как переговорщик одновременно очень активный и дружелюбный, вспоминает Изосимов: «Когда ты входил в комнату, настрой всегда был очень позитивный». Изосимов называет Савириса в высшей степени «операционным менеджером», вовлеченным в управление бизнесом на личностном и эмоциональном уровне: он всегда был в курсе, где и какие действуют тарифы, какая долговая нагрузка у каждого из принадлежавших ему операторов и т. д. Одной из мотиваций, побудивших Савириса к объединению с Vimpelcom, было как раз понимание того, что участвовать в управлении бизнесом так же плотно и дальше ему будет все сложнее, считает Изосимов. Еще одна черта Савириса, обратившая на себя внимание Изосимова, – вкус к риску: «Его понимание того, какой уровень риска является допустимым, всегда коренным образом отличалось от представлений большинства инвесторов».

Тем не менее один риск Савирис оказался принять не готов – риск соседства в компании с акционерами (Altimo и Telenor), постоянно ведущими войны друг с другом. Изначально Савирис был очень заинтересован стать совладельцем Vimpelcom, имеющим «значительный пакет» акций и активно участвующим в работе совета директоров, говорит Изосимов. Но время шло, получить место в совете Савирису все не удавалось, а этой весной Vimpelcom еще и отложила выплату дивидендов из-за претензий ФАС к Telenor и Weather. «Савирис готов брать на себя риски и управлять ими; но в данном случае речь шла о риске, управлять которым Савирис не мог, поэтому он предпочел продать пакет», – объясняет Изосимов.

Счастливое детство

Савирис родился 15 июня 1954 г. в семье коптского христианина. Его отец Онси Насер в то время возглавлял собственный строительный бизнес. В 1961 г. компания была национализирована, а отцу предложили остаться в ней уже в роли наемного менеджера. Для семьи мало что изменилось. «Мы продолжали жить в нашем доме, были хорошо одеты, хорошо питались, ходили в хорошую школу, – вспоминал Савирис в интервью CNN. – Мы не заметили разницы. Но у отца, думаю, разрывалось сердце».

В 1966 г. отец перебрался в Ливию, где снова создал строительный бизнес. В 1970 г. к власти в Египте пришел Анвар Садат, переориентировавший страну с СССР на США и развитие рыночной экономики. Насер решил рискнуть и в 1976 г. снова открыл бизнес на родине. Ставка оправдалась, недвижимость стала приносить ему хорошие деньги.

«Отец считал сыновей своим настоящим богатством и много инвестировал в наше образование и получение опыта», – рассказывал Савирис. Он окончил Немецкий протестантский колледж в Каире и Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха, среди выпускников которых много известных европейских бизнесменов.

«Мой отец никогда не запрещал нам заниматься тем, чем мы хотели. Он любил нас и доверял нам. Когда мне было 19 лет, он взял меня с собой в банк и оформил на меня доверенность на все свои деньги. Он верил мне, и я, конечно, не притронулся к этим деньгам», – вспоминал Савирис на страницах Cairo West Magazine. Он присоединился к компании отца, Orascom Group, в 1979 г. «К этому времени у меня уже два года был собственный бизнес, – рассказывал он. – Я уже заработал четверть миллиона без отцовской помощи. Придя в Orascom, я намеревался запустить полностью новый проект в компании».

Мобильник и политика

Поначалу он занимался контрактами по строительству железных и автомобильных дорог. Но со временем все больше внимания уделял высоким технологиям, налаживал импорт программного обеспечения западных гигантов в Египет.

В 1994 г. Orascom покупает долю в первом интернет-провайдере Египта InTouch. По мере того как развивается высокотехнологичный сектор страны, Orascom по инициативе Нагиба приобретает все новые и новые интересные компании и участвует в СП, например для получения первой в стране лицензии на VSAT. В 1997 г. телекоммуникационный бизнес выделяется в отдельную компанию – Orascom Telecom Holding (OTH), которую и возглавил Савирис. К 1998 г. OTH оказалась единственным египетским оператором, который с помощью ряда поглощений собрал лицензии во всех трех приватизируемых в то время секторах – радиовещании, фиксированной телефонной связи и VSAT – и добавил к этому лицензию GSM.

MobiNil, где у OTH была доля, смогла первой построить мобильную сеть в стране. Египетская газета Jadaliyya утверждает, что получить лицензию было возможно только при хороших отношениях с правительством Хосни Мубарака и связям в правящей партии. Имя Савириса связывали с сыном Мубарака, Гамалем, отмечает газета. Долгое время официально Савирис не поддерживал ни одну политическую партию. Во время революции он вместе с рядом известных общественных деятелей, бизнесменов и политиков сформировал «Совет мудрецов», который выступал посредником между революционерами и правительством Мубарака. Основанные им телеканалы OTV и OnTV (2007 и 2008 г. соответственно) и газета al-Masry al-Youm («Египтяне сегодня», 2004 г.) подробно освещали народные волнения. В новом Египте он учредил политическую партию «Свободные египтяне», которая вместе с социал-демократической и Национальной прогрессивной юнионистской партиями входит в Египетский блок(выступает за развитие бизнеса и торговли на принципах свободной экономики и главенство закона). На последних выборах ему досталось менее 7% мест.

Не ради наживы

Савирис считает, что его бизнес помогает людям. «Если думаете, что я национальный герой Египта, поезжайте в Северную Корею – там знают мое имя, знают меня в лицо, знают Orascom». Мобильная связь появилась в КНДР еще в 2003 г., но уже в 2004 г. была запрещена после теракта, во время которого погибло 160 человек. По версии спецслужб, предназначавшаяся Ким Чен Иру бомба была подорвана с помощью мобильного телефона. Сотовая связь осталась у спецслужб, военных и элиты. Простые граждане пользовались мобильниками с просачивающимися из Китая sim-картами, но поимка грозила тюрьмой, а то и казнью. Только Савирис сумел убедить северокорейских лидеров в необходимости сотовой связи для всех, и в 2008 г. «дочка» Orascom получила 25-летнюю лицензию на обслуживание сети 3G в КНДР. СП Korea Post and Telecommunications Corporation и Orascom (ей принадлежит 75%) работает под брендом Koryolink. В ежегодном отчете СП за 2011 г. сказано, что число абонентов достигло 1 млн. «Благодаря моей компании северокорейцы могут звонить друзьям и родственникам. Когда технологии приходят в страну, они несут с собой демократию и свободу. Даже если мою компанию национализируют, это ничего не изменит», – говорит Савирис. Он рассказывает и про Бангладеш, где компания запустила для фермеров ежедневное информирование о ценах на их продукцию на рынках: «Это изменило их жизнь. Закупщики не могут больше пользоваться неосведомленностью фермеров».

Удача и вера

Страсть Савириса к развлечениям находит понимание не у всех. «Я могу себе позволить это! – парирует Савирис (цитаты по Cairo West Magazine). – Не хотел бы показаться самонадеянным, но что может со мной случиться? Я могу управлять любой ситуацией и рассматриваю это как новый опыт. Порой люди осуждают меня за то, что я неплохо провожу время в клубе. Они хмурятся при виде меня, но я ухожу с улыбкой. Жизнь коротка, никогда не знаешь, когда она кончится. Почему бы не погулять ночь-другую... Или все три? Делай то, что приносит тебе счастье, до тех пор пока это не ущемляет интересы других».

Такому отношению помогает некоторый фатализм Савириса: «Я обрел веру в Господа не с помощью церкви, а с помощью жизни. Благодаря силе моей веры порой со мной происходят странные вещи, которые не объяснить логикой. Благодаря тому, что я знаю, что Он на моей стороне, мне оказывалось по силам противостоять дурным людям, они были удивлены моей смелостью. Удача и вера взаимосвязаны. Если сомневаешься в Господе, он может и не помочь. Но верить – значит признавать и то, что нам не понять, почему Господь делает то-то или то-то». За свою веру он благодарит маму: «Она проводила с нами много времени, одаряя любовью и привязанностью. Она внушила нам страх перед Господом и любовь к нему. Наверное, это самый большой ее вклад в мою жизнь. Что бы вы ни услышали про меня и братьев, знайте: мы боимся и любим Господа. Страх заставляет нас делать правильные вещи, а любовь делает щедрыми и готовыми прийти на помощь».