Танцевать от яблока

Сон важен для Тома Даддериджа. Но не его собственный, а ваш. Будильник – одна из сотен технических новинок, производимых его компанией Gear4. И если быть честным до конца, то Даддериджа интересует не ваш сон, а гаджеты

Компания Gear4 была основана в 2004 г. на 23 000 фунтов, которые Даддеридж наскреб из собственных сбережений и занял у отца. С этого момента он оседлал волну спроса на продукты Apple, семейства устройств к iPod и iPad, начиная от наушников, заканчивая сложными системами стыковки, которая возникла вокруг детища Стива Джобса. «Раньше их описывали как кустарную промышленность, а теперь это целая отрасль», – говорит Даддеридж, выступая в частном клубе Home House на площади Портман.

Спасибо яблоку

Взрывной рост компании Apple поставил на ноги и бизнес, расположившийся на High Wycombe за пределами Лондона, но ассоциирующийся с компаниями Кремниевой долины. Финансируемая за счет долга банку, Gear4 вышла на оборот выше 30 млн фунтов в год в 2010 г. и сегодня продает свою продукцию в 64 страны, в штате компании 92 сотрудника.

35-летний исполнительный директор рассказывает, что прозрение посетило его во время перелета домой из Южной Америки в 2003 г. По приземлении он быстро позвонил своему боссу, сказал, что срочно уезжает, дал себе шесть месяцев, чтобы придумать пять идей, из которых впоследствии выберет лучшую.

«Я баловался с началом бизнеса, – смеется предприниматель. – Вечером в пабе мне всегда удавалось найти причину, почему я не занимаюсь какой-то конкретной идеей». А потом Даддеридж наткнулся на первый iPod, который был призван кардинально изменить промышленность, и понял, что у него тоже есть идея для бизнеса.

Он купил первую партию аксессуаров Apple от азиатского производителя и вспомнил элементарную стратегию финансирования: «Мы купили запасы, продали их, получили наличность. Купили в два раза больше, продали, получили наличность. Мы действительно не знаем, что значит банковский долг».

Теперь Gear4 проектирует практически все свои продукты, которые постоянно обновляются, управляет 20 поставщиками в Китае и имеет команду, которая базируется в 18 странах. Сейчас компания выходит на новый этап бизнеса – за пределы Apple, из которой она выросла, – на рынок смартфонов, планшетников и смарт-телевизоров.

Отняли имя

Рост компании был быстрым, но не безмятежным. Первый удар случился в октябре 2005 г., компания тогда называлась Podgear: Apple прислала 26 страниц текста по факсу, в котором объяснялось, что собственность на товарный знак Pod принадлежит их компании и им придется изменить название. «Они были великодушны, – вспоминает Даддеридж. – На ребрендинг Podgear было дано четыре месяца. Но мы только вступали в самый оживленный торговый период, были ограничены ресурсами, и, если бы мы тогда не справились, это могло убить наш бизнес».

Четверо из девяти сотрудников были заняты рождественскими продажами, а Даддеридж со всеми остальными должны были придумать новое имя, дизайн логотипа и упаковки и заниматься всеми аспектами нового бренда. «Никто из нас никогда этого не делал. Мы дали себе четыре недели, чтобы придумать имя, и еще восемь на все остальное», – вспоминает он.

Даддеридж считает наем сотрудников одной из самых важных частей своей работы. Бросивший школу в 16 лет, он говорит, что с удовольствием смотрит за пределы резюме, когда проводит собеседования о приеме на работу: «Надо дать волю таланту, сырому материалу. Знания иногда накладывают огромные ограничения».

Даддериджу принадлежит 74% компании, семейному трасту – 25%, а еще 1% – другому управляющему. Новые инвестиции в «десятки миллионов фунтов» могли бы помочь делу, но он опасается частного капитала – по крайней мере в Великобритании: «Отношение в США такое: «попробуй, вот деньги, давай посмотрим, работает ли идея». В Великобритании подход другой: «вот немного денег, не используйте их, что бы вы ни делали, не теряйте их и не берите на себя риски. И если все пойдет не по плану, делом займемся мы».

Малый, но глобальный

Второй удар по бизнесу был нанесен в 2007 г. Жена Даддериджа была тяжело больна после рождения четвертого ребенка. И в то время, когда бизнесу требовалась наибольшая гибкость банка, ударил кредитный кризис. Даддеридж был вынужден притормозить – реструктурировать европейские операции и уволить 18 сотрудников: «Мы должны были превратить наши запасы и долги в наличные, причем сделать это нужно было быстро».

Даддеридж верит в силу корпоративной культуры, но ею Gear4 больше обязана Калифорнии, чем Бакингемширу. Gear4 делит здание с компанией отца Даддериджа под названием Focusrite, которая производит записывающее оборудование. Сотрудники обеих компаний пересекаются во время завтрака и обеда в кафе, где их бесплатно кормят.

Эти две компании только что провели ежегодное собрание Chillstock – однодневный музыкальный фестиваль, в котором приняли участие 400 сотрудников, друзей и их семей и который проходит в саду родителей Даддериджа. Из 10 музыкальных групп, принимавших участие, четыре были образованы сотрудниками. «Мы думаем о нашей компании как о большой семье», – говорит Даддеридж.

Другое выражение, которое они используют для описания Gear4, – «глобальный малый бизнес» – новая порода компаний, способная работать на любой территории без физического присутствия там.

Но плата за успех – напряженный график путешествий Даддериджа: он ездит раз в две недели либо в Китай, либо в Калифорнию. Вместо летнего отдыха Даддеридж не работает по пятницам в августе, поскольку компания сейчас готовится к выходу за пределы Apple и планирует запустить первую док-станцию для устройств Android. «Слишком много всего происходит, как тут отдохнешь», – улыбается он.