Китайский кошелек «Роснефти»


Как передало Reuters со ссылкой на три источника, сейчас «Роснефть» ведет переговоры с китайской стороной об увеличении поставок нефти в Китай на 34 млн т в год с 2018 г. По информации агентства, рассматриваются три маршрута: по второй нитке Сковородино – Мохэ (15 млн т), из порта Козьмино (9 млн т) и через Казахстан по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу (10 млн т). Сумма предэкспортного финансирования под эти поставки со стороны Китая может составить $25–30 млрд, ставка – LIBOR плюс 1,5%. Представитель «Роснефти» это не комментирует. Пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин заявил, что компанию не приглашали к переговорам об увеличении поставок в Китай. Впрочем, о том, что китайская сторона хочет построить вторую нитку Сковородино – Мохэ и увеличить пропускную способность ветки до 30 млн в год, заявлял глава Минэнерго Александр Новак.

Сегодня в Москве начнется официальный визит генсекретаря КНР Си Цзиньпина в Россию, во время которого планируется обсудить увеличение поставок российской нефти в Китай. Договоренность об увеличении поставок нефти в Китай достигнута, но ее детали будут раскрыты после достижения договоренностей «на корпоративном уровне», заявил «Ведомостям» министр энергетики Александр Новак.

Сейчас по нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) прокачивается 36 млн т, в том числе в Китай – 20 млн т (из них по ответвлению Сковородино – Мохэ 15 млн т). Пекин неоднократно заявлял о том, что готов покупать по конкурентоспособной цене все объемы, прокачиваемые по ВСТО. Но Москва не соглашалась на это, опасаясь попасть в зависимость от единственного покупателя.

В 2009 г. Россия и Китай договорились о поставках 15 млн т нефти в год по ВСТО в течение 20 лет. Поставки начались с 2011 г. Под экспортное обеспечение Китайский банк развития предоставил российским госкомпаниям «Роснефти» и «Транснефти» кредиты на $15 млрд и $10 млрд соответственно.

«Роснефть» получила кредиты от международных банков на покупку ТНК-ВР в сумме $31 млрд (сделка была закрыта вчера). Аналитик Bank of America Merrill Lynch Карен Костанян предполагает, что китайский кредит пойдет на рефинансирование банковских кредитов и не важно, под какие проценты. «Главное – это длинные деньги, в отличие от банковских», – подчеркивает эксперт. По словам управляющего партнера Advance Capital Карена Дашьяна, для китайцев сделка выгодна, так как она гарантирует стране поставки нефти на внутренний рынок на более выгодных условиях благодаря меньшему транспортному плечу в сравнении с Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией. С другой стороны, кредит китайцев в размере $25–30 млрд будет обеспечен нефтью менее чем наполовину. «По договоренности с китайцами «Роснефть» предлагала варианты дальнейшего участия китайских компаний в крупных проектах «Роснефти», особенно шельфовых», – напоминает собеседник.