«Газпром» под подозрением

ФАС подозревает газового монополиста и его поставщика – подконтрольный братьям Ротенбергам СЕТП в нарушении закона о защите конкуренции

Старший юрист СMS Cameron McKenna Евгений Воеводин напоминает: нарушение закона о защите конкуренции грозит штрафом от 1 до 15% от выручки. Овчинников отмечает, что пока непонятно, как именно штрафовать «Газпром», если вина будет доказана. По его словам, рассматривается несколько вариантов: считать 1–15% от суммы, потраченной на закупки ТБД, или наложить на «Газпром» такой же штраф, как и на СЕТП. В этом случае сумма может составить 450 млн – 13 млрд руб., подсчитал аналитик БКС Олег Петропавловский.

Что удобнее?. Владимир Маркин

президент ОМК. «Пока сложно судить, будет ли работа с «Газпромом» напрямую удобнее. При посреднике риски по объемам и срокам поставок сглаживались, так как в одной поставке участвовало несколько предприятий, одновременно шло несколько проектов».

ФАС решила возбудить дело против «Газпрома» и его крупнейшего поставщика труб большого диаметра (ТБД) – «Северного европейского трубного проекта» (СЕТП) по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства. Об этом вчера на конференции «Ведомостей» заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев.

СЕТП пока не получал официальных уведомлений ФАС о возбуждении дела, поэтому дать детальную оценку ситуации сложно, отмечает гендиректор компании Александр Муратов. В любом случае СЕТП уверен, что соблюдает все нормы российского законодательства. Представитель «Газпрома» лишь сказал: «У ФАС такая работа», а на дополнительные вопросы он не ответил.

«Газпром» подозревается в ограничении доступа трубных компаний на рынок, навязывании невыгодных условий контрагентам», – пояснил «Ведомостям» начальник управления ФАС Максим Овчинников. Также обе компании (и СЕТП, и «Газпром») подозреваются в заключении соглашения, которое поставило трубного трейдера Ротенбергов в эксклюзивное положение на рынке, что могло привести к ограничению конкуренции, рассказал Овчинников. По его словам, СЕТП до проведения тендеров обсуждал с «Газпромом» цены и условия будущих поставок, включая качественные характеристики труб, знал, какие объемы по каким маршрутам пойдут. «При этом «Газпром» не представил службе свидетельств проведения подобных переговоров с иными поставщиками – конкурентами СЕТП», – подчеркивает чиновник.

СЕТП никогда не обсуждал с «Газпромом» до тендеров цены и условия будущих поставок, все условия компания – как и другие поставщики – узнавала из тендерной документации, заявил на это представитель трейдера.

ФАС в марте рекомендовала «Газпрому» закупать ТБД по прямым договорам у производителей. Обращался ли «Газпром» к производителям труб, чтобы заключить прямые контракты на поставку ТБД, представители ОМК, ТМК и «Северстали» комментировать не стали.

Представитель одной из трубных компаний отмечает, что прямые закупки «Газпрома» во многом упростят работу предприятий сектора, но часть расходов по логистике им придется взять на себя, если «Газпром» перейдет на прямые закупки (сейчас эту работу выполняет трейдер). «Это может несколько снизить цену 1 т труб, но несущественно», – отметил он.