Статья опубликована в № 3338 от 30.04.2013 под заголовком: «В России нет IT-специалистов нужного уровня», - Роман Шайхутдинов, министр информатизации и связи Татарстана

«В России нет IT-специалистов нужного уровня», - Роман Шайхутдинов, министр информатизации и связи Татарстана

О дефиците кадров в IT-отрасли, первом в России университете для IT-специалистов, электронных услугах и сути отношений региона и федерального центра рассуждает Роман Шайхутдинов
1997

специалист юридического отдела минфина республики

2002

генеральный директор ОАО «Телесет»

2006

Главный операционный директор группы Teleset Networks

2011

директор филиала ОАО «Рос­телеком» в Татарстане

Отрасль в цифрах

В 2012 г. отрасль связи в Татарстане получила валовой доход 44 млрд руб. и заняла 3% в структуре валового регионального продукта республики. Инвестиции в развитие ее основных фондов составили 6,4 млрд руб. В этом году правительство ожидает 46 млрд руб. валовой выручки; инвестиции – не менее 4,2 млрд руб. Средняя зарплата по отрасли – более 26 000 руб., в 2013 г. планируется ее рост на 2500 руб. В Татарстане 2,6 млн интернет-пользователей из 3,8 млн населения и 6,3 млн абонентов сотовой связи. В 2013 г. минсвязи ставит цель довести уровень проникновения широкополосного доступа в интернет до 75% (сейчас 70%). Татарстан первым в России запустил цифровое телевещание в формате DVB-T2: в Казани и Набережных Челнах. Цифровое телевещание в 2013 г. будет доступно 84% населения республики. В 2013 г. все подразделения дежурно-диспетчерских служб республики (сейчас 90%) будут оборудованы системой экстренных служб «Глонасс+112». Операторы будут определять географические координаты абонентов, позвонивших на единый номер 112.

В конце мая исполнится ровно год, как Роман Шайхутдинов сменил на посту министра информатизации и связи Татарстана Николая Никифорова, ушедшего работать в федеральное правительство. Шайхутдинов, по сути, чиновником не был: в середине 90-х он недолго поработал специалистом в республиканских министерствах финансов и внешних связей, а после связал карьеру с телекоммуникационной отраслью. До весны прошлого года он возглавлял республиканский филиал «Ростелекома». Сейчас его ведомство курирует масштабный проект «Иннополис» и продолжает начатое Никифоровым: перевод госуслуг в электронный вид, развитие систем «Народный контроль», «Глонасс+112» и другие проекты.

– Одна из главных частей в проекте «Иннополис» – это строительство первого в России IT-университета, который будет готовить специалистов для отрасли информационных технологий...

– «Иннополис» – это большой проект, состоящий из нескольких элементов. Это и особая экономическая зона, и университет, и новый город. Наша главная задача – превратить территориально обособленный инновационный центр в полноценный городской округ. В нем будет особая экономическая зона с прилегающей территорией и университет федерального уровня, который будет готовить IT-специалистов. Университет станет одним из ключевых объектов Иннополиса и магнитом для IT-индустрии. Многие компании говорили нам: мы придем в Иннополис, если там будет образовательный центр. Университет Иннополис начнет свою деятельность уже в этом году.

В августе 2013 г. стартует программа подготовки исследователей и преподавателей Университета Иннополис. Обучение первой группы из 15 человек будет проходить в Университете Carnegie Mellon, который является одним из мировых лидеров в области Computer Science.

– Когда начнется отбор студентов?

– Мы начали отбор первых 15 студентов и одновременно – будущих сотрудников Университета Иннополис. Ключевыми критериями отбора являются профессиональный опыт в области разработки программного обеспечения, свободное владение английским языком, подтвержденное международным сертификатом, и высокий уровень базовой учебной подготовки.

– Отбор в Татарстане или по всей стране?

– По всей России. Конечно, мы делаем упор на наше студенчество и нашу высшую школу: Казанский федеральный университет, КАИ (Казанский технический университет. – «Ведомости»), КХТИ (Казанский технологический университет. – «Ведомости»). Она у нас неплохая.

– Когда начнут учиться первые 15?

– Они поедут на учебу в США в августе, но поступить должны в мае – июне. Наша задача – после учебы вернуть их обратно. С этой целью Университет Иннополис подписывает с победителями трудовой договор на три года: один год предусмотрен для обучения в магистратуре, после завершения образовательного курса и получения диплома участники программы в течение двух лет будут заниматься педагогической и научно-исследовательской деятельностью в Университете Иннополис.

– То есть во время учебы они будут получать зарплату?

– Точно. Мы посчитали, что 40 000 руб. в месяц – это достаточная сумма, которая позволит им жить в США. Нам важно сейчас подготовить преподавателей, тех, кто потом будет работать в нашем Университете Иннополис. Конечно, магистры по своей квалификации – это еще не преподаватели. Нам нужно еще будет отдельно учить их. Но это первый шаг. Возможно, вторая партия студентов – на следующий учебный год – тоже поедет в США. Чтобы вам было удобно сравнить – в Университете Сколково 57 студентов, хотя они существуют три года. Не так просто сейчас в России найти абитуриентов с высоким уровнем подготовки.

– Из каких источников финансируется университет?

– Университет пока финансируется из внебюджетных источников Татарстана.

– Каков дефицит кадров для отрасли сейчас?

– Сегодняшняя потребность в специалистах уже в два раза превышает количество существующих специалистов. Многие компании, например, отказываются от передовых технологий, поскольку в России нет специалистов нужного уровня. Прямых айтишников в России примерно 500 000 человек. Тех, кто работает, например, в таких компаниях, как «Софт лайн», «Касперский» или в представительстве Microsoft в России. Тех, кто работает в компаниях, не связанных с IT, примерно 800 000 человек. Нужно еще столько же.

– Не получится так, что университет будет готовить одних специалистов, а отрасли нужны другие?

– Мы провели исследование о потребностях IT-индустрии. Исходя из результатов этого исследования формируются образовательные программы, которые Университет Carnegie Mellon нам предлагает разработать. Кроме того, мы также видим, какого профиля специалистов в большинстве случаев нанимают на работу IT-компании, в том числе резиденты IT-парка. Такой же запрос на специалистов в США, поскольку многие компании находятся на близких технологических уровнях. IT-отрасль отличается от обычных производственных отраслей именно тем, что IT-компании относительно быстро могут стать лидерами отрасли при наличии конкурентного или нишевого продукта. IT-компании, приходящие на рынок, становятся порой на одну ступеньку с крупными IT-компаниями в технологическом уровне конкуренции: их основной потенциал – люди. Это в автопроме, чтобы начать производство новой модели, нужно снести старый конвейер и купить новый. В информационных технологиях все по-другому, их продукт нематериальный.

– Что вы уже сделали в Иннополисе?

– Строительство города стартовало 9 июня прошлого года, когда премьер России Дмитрий Медведев, президент Татарстана Рустам Минниханов и министр связи РФ Николай Никифоров заложили в основание будущего города капсулу с посланием следующим поколениям. За этот период были зарегистрированы компании, ведущие проект «Иннополис», было принято постановление правительства России о создании особой экономической зоны, подписано соглашение с Университетом Carnegie Mellon. В декабре было подписано постановление о финансировании строительства университета, подписано соглашение об управлении особой экономической зоной, уже ведутся переговоры с будущими потенциальными резидентами.

– Сколько денег вы уже освоили?

– Нисколько. Но мы уже привлекли необходимые инвестиции для первого пускового комплекса города Иннополис. Мы в начале пути: утверждаем технические задания, проводим конкурсы, планируем территорию, формируем инвестиционные предложения. Ведем переговоры с потенциальными резидентами. Мастер-план уже утвержден. Сейчас идет бумажная работа, не менее важная.

– Иннополис уже зарегистрирован как город?

– Мы ожидаем заключение Минюста о создании нового населенного пункта, который впоследствии станет городским округом – это минимальная административная единица, которая позволяет Иннополису иметь собственный бюджет. Нам будет нужно там прописать людей, сформировать округ. Впервые в новейшей истории России создается новый город.

– Вы там зарегистрируетесь?

– Я там зарегистрируюсь. (Улыбается.) Буду все проверять на себе. Как у каждого муниципального образования, в Иннополисе должны быть представительные органы власти. Наша задача – сделать эти бюрократические надстройки минимальными. Я думаю, в Иннополисе будет мэр и законодательный орган, состоящий из 7–9 депутатов. Это будет самый эффективный город в стране.

– Почему семь депутатов?

– Если меньше – теряется идея коллегиальности, падает эффективность. Больший аппарат управления – дороже для города, который еще только будет формировать свой бюджет доходов и расходов.

– Кто будет налаживать сугубо городскую инфраструктуру, без которой невозможна жизнь в любом городе?

– Это должны быть частные инвестиции. Бюджет не будет финансировать такие вещи. Задача команды Иннополиса – привести инвесторов, готовых вложить деньги в ту часть города, которую не занимает особая экономическая зона (ОЭЗ) и университет. За счет средств ОЭЗ будет построена инфраструктура – деловая, инженерно-коммунальная. Из этих средств мы построим многофункциональный центр, где будут размещаться судья, нотариус, представительный орган власти, исполком и т. д. Средний возраст жителей Иннополиса – 27–28 лет. Важно, чтобы там был медицинский центр, детские школьные и дошкольные учреждения, торговый и развлекательный центры. По договоренности с министром по чрезвычайным ситуациям мы открываем в Иннополисе пожарное депо на две машины, с министром здравоохранения – депо скорой помощи.

– А жилье?

– В строительство жилья в ближайшие пять лет будет вложено около 4,5 млрд руб. внебюджетных средств. В первом технопарке, который мы планируем открыть к концу 2015 г., будет работать около 2000 сотрудников. С учетом «коэффициента семейственности» – свыше 4000 человек, первых жителей города Иннополис. У них будут таунхаусы или квартиры – одно-, двух-, трехкомнатные. Средний город проектируется из нормативов 20–22 кв. м на человека. В Иннополисе нормативы выше – 32 кв. м на человека, это очевидное преимущество в сравнении с другими городами. Все, что касается культурной и торговой инфраструктуры, – это задача частных инвесторов

– Интерес у инвесторов есть?

– Есть. Мы сейчас включаемся в процесс привлечения финансирования. В первой декаде мая с президентом Татарстана едем в Объединенные Арабские Эмираты. Мы подготовили несколько предложений для инвесторов: строительство технопарков, участие в строительстве жилья, гостиничного центра, торгового центра, таунхаусов. Задача – привлечь внимание потенциальных инвесторов, финансирование. Все это направлено на то, чтобы создать качественную и насыщенную инфраструктуру города, чтобы жители города не выезжали из Иннополиса за досугом и товарами. Наша цель – сделать Иннополис сбалансированной экосистемой, предоставляющей качественные условия жизни и работы.

– Давайте поговорим об электронных услугах. Сколько уже переведено услуг в электронный вид?

– В электронный вид переведено более 140 сервисов. Это подача заявлений, запись на прием к специалистам ведомств, электронные сведения о начислениях, штрафах и долгах. Через республиканский портал госуслуг можно оплачивать государственные пошлины и социально значимые услуги, например ЖКХ.

– А сколько их вообще?

– Услуг муниципальных образований почти 3000. Такая ситуация с большим количеством муниципальных услуг сложилась из-за того, что в каждом районе одна и та же услуга оказывалась по-разному. Сейчас проводим большую работу по типизации регламентов предоставления услуг. В итоге количество муниципальных услуг с межведомственным взаимодействием сократилось до 96. Эти 96 должны быть переведены в электронный вид.

При переводе услуг в электронный вид мы в первую очередь руководствуемся их востребованностью. Например, возможность иметь в электронном виде счет-фактуру за коммунальные услуги или вводить показания счетчиков – это то, что нужно любому жителю ежемесячно.

– Насколько востребованы услуги?

– Услуги – это суть отношений гражданина и государства. Нет никаких других отношений, кроме того, что один потребляет услугу, другой оказывает. При этом тот, кто потребляет, платит за нее налоги, поэтому мы стремимся к тому, чтобы оказывать услуги качественно и удобно для гражданина. Потребление электронных услуг за прошлый год выросло на 70%. В 2012 г. мы оказали электронные услуги 17 млн раз. В среднем более 100 млн руб. ежемесячно составляют электронные платежи через республиканский портал госуслуг. 33% всех штрафов за нарушения правил дорожного движения оплачиваются электронно. Более 50% заявлений в детские сады подаются через портал госуслуг. 80% молодоженов подают заявление на регистрацию брака через портал госуслуг и инфоматы. Сейчас мы развиваем мобильные приложения – получение услуг через смартфоны. Разработаны и доступны для скачивания приложения для устройств на платформах iOS и Android.

– Сколько инфоматов в Татарстане?

– 145 инфоматов первого поколения. Еще 137 инфоматов второго поколения с бесконтактной технологией быстрой оплаты PayPass появились в 2012 г. Инфоматы делает резидент казанского IT-парка – компания «Инфоматика». Это наша разработка, наш дизайн.

– Какие новинки в уже существующих услугах за этот год?

– В первую очередь это информеры, т. е. сервисы автоматического информирования по существующим услугам. Личные кабинеты на портале позволяют подписаться на sms- и e-mail-уведомления. Каждый месяц вы можете, например, получать сообщение о том, что нужно оплатить счета за квартиру, телефон, или о том, что появился новый штраф. Работаем над услугами загса. Хотим, чтобы можно было не только записаться и подать заявление о вступлении в брак, но и прямо из дома подать само заявление, если у вас есть электронная цифровая подпись или универсальная электронная карта. В этом году запустили конкурс среди школьников «IT-чемпион». Хотим привлечь как можно больше людей к использованию электронных услуг. Надеемся, что школьники смогут легко обучить родителей – и главное, наверное, бабушек и дедушек – электронным сервисам. А в обмен самые активные юные учителя получат iPad.

Одним из приоритетных направлений развития информатизации сегодня является здравоохранение. В республике работает информационная система «Центральный архив медицинских изображений», которая насчитывает более 2 млн медицинских изображений из различных лечебных учреждений Татарстана. Прямой доступ к снимкам позволяет врачам быстро оказать необходимую помощь или дистанционно получить консультацию более опытных коллег.

Проблему удаленного контроля за состоянием больных, требующих непрерывного наблюдения, решает проект «Телемедицина». Он позволяет пациенту самостоятельно по расписанию делать необходимые замеры и анализы, отправлять полученные показатели лечащему врачу через интернет. Таким образом, контролируемый больной всегда остается на связи независимо от места его нахождения. В декабре мы начали внедрять по всей республике электронную очередь к врачам. В дальнейшем переведем всех на электронные медицинские карты. Уже сегодня более чем у 600 000 пациентов в Татарстане такие карты есть. Очень перспективной считаю нашу систему «Народный контроль», своеобразную соцсеть для общения граждан с представителями государства.

– Вы сами пользовались системой «Народный контроль»?

– Я оставлял одно заявление о яме у своего дома. Потом узнал, что [министр связи РФ Николай] Никифоров про соседнюю яму на этой же дороге написал заявку.

– Помогло?

– Да, но с нарушением сроков. Решение одной заявки – не единственный показатель эффективности или неэффективности системы. Важный эффект «Народного контроля» в том, что нам удалось создать механизм обратной, прозрачной связи между населением и властью, что немаловажно – независимый. Его нельзя отредактировать. Вся статистика в открытом доступе – заходите, смотрите, считайте. Сегодня очень высок процент так называемых мотивированных отказов. Это около трети из более чем 7600 заявок, которые сейчас находятся в системе. Примерно половина из них не решены, потому что нет финансирования. С апреля 2013 г. в системе начинает работать новое правило – исполнитель, который рассматривает заявку, во внутреннем контуре системы должен будет указать сумму, необходимую для решения проблемы. Потом будем учитывать эту информацию при создании плана проектных и капитальных работ.

– Можете ли вы назвать проект успешным?

– Сам эффект его присутствия – это успех. Далеко не всем «Народный контроль» нравится. Не исключаю, что многие хотели бы, чтобы его не было вообще. Он сразу показал, где и что у нас не так. Понимаю тех, кто обвиняет «Народный контроль» в том, что он генерирует отписки. Самое важное, что он показал властям, над чем прежде всего надо работать, самые болевые точки. Самое большое количество заявок мы получили по категориям: «Благоустройство территории» (2100 заявок), «Состояние дорог» (1900) и «Организация дорожного движения» (930). Это точка зрения наших жителей. Значит, в этих направлениях надо усилить работу.

– Какую работу проводит минсвязи по подготовке к Универсиаде?

– Для Универсиады смонтировано 40 информационных систем. Сейчас завершается их отладка. Проложены несколько сотен километров оптики, они обвязывают все 67 спортивных объектов, на которых пройдут соревнования. На половине объектов будет организовано вещание, мы обеспечили сеть. Создана единая система видеонаблюдения емкостью более 7000 видеокамер. Около 3000 терминалов индивидуального пользования стандарта «Тетра». Весь транспорт Универсиады будет оборудован специальными трекерами «Глонасс», которые интегрируют их в систему управления транспортом на Универсиаде. Создана единая сеть информационных и билетно-кассовых терминалов. Все находится в едином IP-поле. Развернуто два ЦОДа, один из которых находится в IT-парке. Работают электронные системы аккредитации, управления транспортом, питанием. Представьте более 100 000 человек – их надо кормить, возить, координировать. Это сложная задача. Для гостей будет организован многоязычный колл-центр.

– Тот факт, что ваш предшественник стал министром связи России, больше помогает вам или мешает, ведь Никифоров знает Татарстан лучше, чем другие регионы. С другой стороны, республика сможет получить больше от федерального ведомства.

– Помогает в кавычках, так как тот уровень и темп, который достигнут в Татарстане, не каждый сможет поддерживать и наращивать. Важно, что это признается и федеральным центром, от этого «помощь» тяжелее. А если серьезно – да это и невозможно сделать, зная Николая Анатольевича [Никифорова]. Если говорить об отношениях федеральных ведомств и регионов, то суть состоит в том, что регион пытается доказать центру перспективность того или иного проекта, который он может реализовать на принципах софинансирования или федерального финансирования. По многим направлениям у нас в России сильные позиции, но критерием в первую очередь является качество жизни в регионе для бизнеса и жителей. Министерство информатизации и связи Татарстана, создавая комфортную отраслевую среду для IT-бизнеса, курирует технопарки. Например, татарстанский IT-парк признан самым эффективным в России уже третий год подряд. Разным регионам это удается с разным уровнем эффективности. От этого и разное отношение к ним федеральных структур. В августе прошлого года мы открыли вторую площадку IT-парка. Что касается непосредственно возможности пообщаться с Николаем Анатольевичем, то я этому рад при любой возможности, он большой визионер. От него заряжаешься идеями. Концепции, которые он начал осуществлять здесь, в Татарстане, будут реализованы в России в будущем, а что-то уже делается сейчас. Россия от этого только выиграет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать