В мире: Кризис доброты

Количество людей, вовлеченных в благотворительность, уменьшается во всем мире. Вся надежда на корпоративных доноров

По данным последнего рейтинга мировой благотворительности (World Giving Index), который британский благотворительный фонд CAF опубликовал в третий раз, частная благотворительность во всеми мире сокращается. Общий объем благотворительности снизился в 2011 г. по сравнению с предыдущим и упал ниже уровня 2007 г.

Это исследование проводится на основании данных всемирного опроса компании Gallup (Gallup's WorldView poll). В рейтинге 2012 г. участвовало свыше 155 000 человек из 146 стран мира. Место страны зависит от среднего значения по трем показателям: денежные пожертвования в благотворительные организации; волонтерство; оказание помощи нуждающимся незнакомым людям. В исследовании этого года впервые проанализированы данные о личном участии в благотворительности населения Земли за последние пять лет – с 2007 по 2011 г.

Минимум на 100 млн человек за 2011 г. уменьшилось число волонтеров по всему миру, на столько же снизилось число пожертвователей. Количество граждан, которые жертвуют деньги некоммерческим организациям (НКО), сократилось во всем мире с 29,8% в 2007 г. до 28% в 2011 г. Доля тех, кто помогает напрямую нуждающимся, в 2011 г. составила 45,1%, тогда как в 2007 г. она равнялась 47%, а количество волонтеров в мире снизилось с 21,4% в 2007 г. до 18,4% в 2011 г.

Джон Лоу, исполнительный директор CAF, связывает такую динамику с ситуацией в мировой экономике. Во многих странах доходы населения падают, а цены и безработица при этом растут и в результате у людей просто остается гораздо меньше свободного времени и денег, которые они могли бы потратить на благотворительность, говорит он.

Аналитики CAF обращают внимание, что спад 2011 г. – уже второй со времени начала мирового финансового кризиса, первый был отмечен в 2009 г. В 2010 г. был зафиксирован существенный рост мировой благотворительности, однако в 2011 г. их значения вновь снизились.

На 1-м месте по благотворительности в 2011 г. по версии CAF оказалась Австралия, которая поднялась с 3-го места (см. таблицу на стр. 17). Россия переместилась с 130-го на 127-е место со следующими показателями: 7% граждан осуществляли пожертвования (5% – в 2010 г., 6% – в 2009 г.), 17% были волонтерами (23, 20%), 29% помогали нуждающимся (36, 29%). В среднем 18% населения России вовлечено в благотворительность, что на 3% меньше, чем в прошлом году. Рост пожертвований российских граждан нивелировался падением других показателей, а в целом подъем России в рейтинге связан с гораздо более существенным снижением благотворительности в других странах, объясняют исследователи CAF.

Вечный двигатель

Эксперты «CAF Россия» высказывают гипотезу о связи благотворительности и катастроф и чрезвычайных ситуаций. В ответ на стихийные бедствия участие людей в благотворительности увеличивается, отмечает и Марина Васильева, заместитель председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ Московского патриархата. Так, в США 80% людей, которые пожертвовали деньги пострадавшим от землетрясения на Гаити, сделали это впервые в жизни, согласно данным Pew Research Center. По данным мирового отчета о чрезвычайных ситуациях, два года, в которые CAF зафиксировал снижение участия граждан в благотворительности, 2009 и 2011 гг., были единственными начиная с 2002 г., в которые в мире было отмечено менее 600 катастроф и чрезвычайных ситуаций, что считается относительно благополучной ситуацией.

Сергей Скрипников, заместитель директора по связям с общественностью МТС, обращает внимание на то, что молодежи нужны новые формы филантропии, мобильные и интернет-платежи. В «мобильную» благотворительность активно вовлекается молодежь – в Великобритании четверть населения в возрасте от 18 до 34 лет не реже чем раз в полгода отправляют мобильные пожертвования. Возможно, они тратят на это и небольшие суммы, но размер среднего взноса все равно ежегодно растет, а еще важнее то, что мобильная благотворительность имеет вирусный эффект, говорит Скрипников.

Бизнес поможет

Некоторые западные компании с развитием кризиса в отличие от людей увеличивают бюджеты на благотворительность. В 2011 г. 214 компаний США, из которых 62 входят в сотню крупнейших по версии журнала Fortune, потратили на филантропию $19,9 млрд, приводит цифры Комитет по поддержке корпоративной филантропии (CECP) в своем ежегодном докладе Corporate Giving Standard. Расходы на благотворительность включают как денежные, так и неденежные пожертвования. В среднем компании направили на благотворительность по $21,02 млн, или $695 на сотрудника. В 2010 г. участники исследования CECP потратили на эти же цели меньше: 184 компании США выделили $15,5 млрд, а размер среднего взноса на одного сотрудника был ниже – $628.

В прошлом году бюджеты компаний могли быть еще больше (отчет будет опубликован осенью). Надежду на это дает опрос CECP на его ежегодном саммите. 47% опрошенных полагали, что расходы сохранятся на уровне 2011 г., 40% ожидают их увеличения, оставшиеся 13% – сокращения.