Экономия: Время бережливых

Телекомрынок насыщается. Трафик растет быстрее, чем доходы операторов, и это заставляет их усиленно искать способы экономии затрат. Все шире распространяются аутсорсинг, аутстаффинг, совместное использование инфраструктуры

В Европе средний ежемесячный счет на абонента снижается год от года на 16% при небольшом сокращении абонентской базы на 2%, в то же время затраты сокращаются лишь на 8%, отмечает руководитель телекоммуникационной практики A.T. Kearney в России и странах СНГ Зорен Грабовски. С 2008 г. объемы передачи данных возросли в шесть раз, тогда как доходы от соответствующих услуг – только вдвое.

Это означает, что операторам все больше надо инвестировать в развитие сети, тогда как отдача от вложений сокращается. В России ситуация несколько иная: хотя показатель ARPU ниже европейского, маржинальность крупнейших сотовых операторов выше – за счет более дешевой рабочей силы и по причине позднего запуска сетей 3G. Это, однако, не стало поводом не заботиться об эффективности затрат.

Первые по экономности

Неудивительно, что первым в России сотовым оператором, задумавшимся об экономии, была компания со шведскими корнями – Tele2. Еще на старте работы в России в середине 2000-х гг. Tele2 активно позиционировала себя как дискаунтера, рассказывая о том, как компания экономит на административных расходах, не покупает рекламу в федеральном эфире и т.д. Этот процесс продолжается и до сих пор.

«Количество абонентов на одного сотрудника у Tele2 в два раза выше, чем у ближайшего конкурента, – радуется представитель компании Константин Прокшин. – Административные затраты компании с 2009 г. снизились на 28%, а коммерческие затраты – на 18%. При этом контроль над издержками не сказывается на качестве услуг и все достигнутые показатели работоспособности сети превышают нормы».

Крупные сотовые операторы начали экономию издержек со строительства колл-центров в регионах. Ведь неважно, откуда столичному абоненту отвечает сотрудник телекоммуникационной компании – из Москвы или из соседней области. Зато, если перевести колл-центр из столицы, получится экономия за счет более низкой зарплаты сотрудников и дешевой земельной аренды. МТС переселил колл-центр в Нижний Новгород, а «Мегафон» – в Брянск и Тулу. «Вымпелком» сохранил московский колл-центр, но большую часть абонентов сотовой связи перевел на обслуживание в Нижний Новгород и Тверь, а пользователей широкополосного интернета – в Калугу и ту же Тверь.

«Вымпелком», пережив несколько крупных сделок – в частности, покупку оператора Golden Telecom и поглощение глобальным холдингом Wind Telecom с образованием международной группы Vimpelcom, – вынужден был задуматься о более масштабном сокращении издержек. Гендиректор «Вымпелкома» Антон Кудряшов, вступивший в должность в начале 2012 г., сделал это направление одним из приоритетных. Собственно, положение, в котором находится компания, не оставляет других вариантов: общий долг группы Vimpelcom составляет примерно $27 млн, при том что в России «Вымпелком» по ряду технических параметров отстал от конкурентов.

«Вымпелком» начал избавляться от непрофильных активов: так, были проданы колл-центр по обслуживанию клиентов на аутсорсинге, а также компания, строившая базовые станции. Другим шагом стало строительство в Ярославле объединенного центра компетенции, который возьмет на себя целый ряд вспомогательных функций: бухгалтерский учет, расчеты с дилерами, контроль платежей и т.д.

Удалось «Вымпелкому» повысить за прошлый год и производительность труда на 27%. В целом запущенная Кудряшовым программа Operational Excellence, в соответствии с которой за 2012 г. должно было быть сэкономлено 5 млрд руб., была перевыполнена более чем в два раза (точную сумму в компании не раскрывают).

МТС также старается экономить по различным направлениям, в том числе и в области IT. «Мы реализовали ряд проектов по унификации закупок, стандартизации программного обеспечения и IT-решений как у нас, так и на дочерних предприятиях – МГТС, розничной сети оператора и холдинге «Комстар-регионы», – рассказал вице-президент МТС по IT Фредерик Ваносчуйзе. – Мы достигаем экономической эффективности в области IT за счет тесного взаимодействия с нашими зарубежными партнерами, а также за счет применения интегрированных решений для нашего мобильного и фиксированного бизнеса. Основными инициативами МТС, направленными на повышение бизнес-эффективности, стали: трехлетний контракт на закупку неограниченного числа лицензий на бизнес-приложения от Oracle (EPR, системы управления финансами и взаимоотношениями с клиентами, бюджетирования, складского учета), совместная закупка серверов HP в партнерстве с зарубежными операторами Vodafone и Verizone, а также постепенный перевод билинговых систем в регионах на единую платформу».

Президент «Ростелекома» Сергей Калугин, только вступив в должность, сразу же задумался об экономии издержек. Например, он пересмотрел параметры уже объявленного тендера на закупку приставок для IP-телевидения, что позволило компании получить экономию на несколько миллионов долларов. Аналогичный подход «Ростелеком» применит и при разработке критериев для более масштабных тендеров по строительству сетей на всей территории России, обещает Калугин. В «Мегафоне» вопрос сокращения издержек не стали комментировать.

Расстаться со «святая святых»

Среди инициатив «Вымпелкома» в области сокращения издержек отдельно стоит отметить активность оператора по передаче на аутсорсинг управления телекоммуникационными сетями. Сети мобильной и фиксированной связи в Сибири и на Урале оператор передал на обслуживание в Ericsson, в Центральном округе (за исключением Москвы) – Nokia-Siemens, а в Поволжье и на Дальнем Востоке – Huawei. При этом Huawei взял субподрядчиком по обслуживанию сетей фиксированной связи системного интегратора «Энвижн груп».

Перевод сетей на аутсорсинг сопровождался переходом сотрудников «Вымпелкома» на работу к соответствующим производителям. Так, в Huawei перешло 1300 человек, в Nokia-Siemens – 500 человек, в Ericsson – 400. То есть всего «Вымпелком» покинуло 2200 специалистов.

Переход сотрудников сопровождается детальной проработкой условий их дальнейшей работы. «В соглашения включены некоторые специальные условия, в частности в течение 12 месяцев с момента перехода сотрудника поставщик не имеет права никого увольнять, далее это вето распространяется только на ключевых сотрудников в течение всего срока действия контракта», – говорит технический директор «Вымпелкома» Игорь Парфенов.

В целом «Вымпелком» доволен первыми результатами перевода сетей на аутсорсинг. «Это не только экономия затрат и оптимизация управления сетью, но и прекрасная возможность сконцентрироваться на других бизнес-процессах, разработке новых предложений и услуг, совершенствовании процессов обслуживания клиентов и т.д., – радуется Парфенов. – А благодаря выбранной нами форме передачи и тщательно подготовленному процессу передачи совместными с компаниями-партнерами усилиями удалось добиться сохранения уровня показателей качества, даже на этапе перехода».

Будет ли «Вымпелком» и дальше развивать подобного рода сотрудничество, в частности переводить на аутсорсинг сеть в Москве, в компании не говорят. МТС еще раньше «Вымпелкома» – в 2010 г. – передал в управление Nokia-Siemens свои сети в Центральном регионе (также без Москвы). Такое сотрудничество позволяет компании экономить в год 20% соответствующих издержек. Но дальнейшие планы в области аутсорсинга в МТС не раскрывают.

Руководитель направления Managed Services в компании Ericsson Павел Мосин приводит данные Infonetics, согласно которым уже сейчас 46% абонентской базы в мире обслуживается не самими операторами, а сторонними организациями. При этом за прошлый год этот показатель вырос на 10%. В то же время бизнес по управлению сетями для производителей оборудования не является самым маржинальным, признает Мосин, поэтому каждый такой проект приходится тщательно взвешивать и планировать.

Но все-таки аутсорсинг – не панацея, предупреждают операторы. «Не стоит думать, что в недалеком будущем оператору нужно будет лишь иметь лицензию на услуги связи, а все остальное можно будет передать на аутсорсинг, – говорит Парфенов. – Оператор должен сохранять свою компетенцию, а на рынке аутсорсинга должна быть конкуренция из нескольких поставщиков. Кроме того, 90% затрат – это не обслуживание сети, а аренда башен, оплата частотного спектра и электроэнергетика, и именно о сокращении затрат в этом направлении предстоит думать прежде всего».

Коллективная башня

Другое направление в области сокращения издержек – совместное использование инфраструктуры. Такие проекты между сотовыми операторами стартовали еще 10 лет назад. Сейчас «Вымпелком», например, строит совместно со своими конкурентами более 80% зоновых волоконно-оптических линий и 98% – магистральных. Также 38% башен оператора – в совместном управлении с партнерами, а в этом году на таких условиях будет строиться каждая вторая башня.

Наиболее же активный пример совместного сотрудничества – это «Мегафон» и «Скартел», входящие в холдинг Garsdale Services Алишера Усманова. Получая доступ к башням, магистральным каналам и дата-центрам «Мегафона», «Скартел» строит LTE-сети. А «Мегафон» подключает к ним своих абонентов, работая в качестве виртуального оператора. При этом у «Мегафона» есть собственная LTE-лицензия, по условиям которой он должен каждый год запускать собственные сети.

Управляющий партнер Yota Networks (подразделение «Скартела», отвечающее за сетевую инфраструктуру) Егор Иванов надеется, что регулятор позволит операторам совместно использовать частоты. Тогда «Мегафону» не придется строить сети, дублирующие сети родственного ему «Скартела». На соответствующие изменения в законодательстве надеются и другие телекоммуникационные компании.

Нынешнее руководство Минкомсвязи также выступает за разрешение на совместное использование частот. Более того, министерство намерено принудить операторов к совместной работе. В частности, в диапазоне 800 МГц четыре крупнейших оператора получали по четыре полосы частот шириной 7,5 МГц. Но такая «неровная» полоса не будет использоваться в полной мере. Министр связи Николай Никифоров еще в прошлом году выдвинул инициативу обязать оператора использовать для LTE-сетей полосы шириной не менее 10 МГц.

Чтобы выполнить такое требование, операторам придется объединять частоты. Но прежде необходимо внести в закон «О связи» поправки, разрешающие подобного рода кооперацию. «Если смотреть ретроспективно, закон «О связи» от 2003 г. был направлен на активное стимулирование строительства сетей параллельно всеми операторами, – напоминает президент «Транстелекома» Артем Кудрявцев. – Это касалось и запрещения внутризонового роуминга между операторами мобильной связи, когда каждый должен был иметь полное покрытие территории, и пропуска трафика между зонами, и так далее. Но сейчас, по прошествии достаточно большого количества времени, отрасль показала, что она в состоянии сама очень многие вопросы регулировать. И сейчас у нас встала другая проблема. Техническое перевооружение, которое требуется в связи с развитием технологии, введением новых скоростных систем передачи, оно требует от нас, наоборот, не строительства параллельной инфраструктуры, а совместного ее использования».